|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 376
само собой. Эта обладающая формой субстанция является активным началом всех вещей;
она есть первая телесная форма, называемая иногда телесностью.
Если принять эту гипотезу, то формирование мира объясняется следующим образом.
Поскольку дана материя, имеющая три пространственных измерения, то тем самым дана и
телесность. То же самое верно для света. Первоначально, раз форма и светящаяся материя
находятся в одной точке, они равным образом не имеют протяженности; но мы знаем, что
если дана светящаяся точка, значит тут же дана и сфера; а если свет существует, то он тут же
мгновенно распространяется и при этом увлекает за собой и распространяет материю, от
которой он неотделим. Так что у нас есть основания утверждать, что свет-это сама сущность
телесности или, лучше сказать, сама телесность. Первофор-ма, сотворенная Богом в
первоматерии, бесконечно умножает самое себя и распространяется по всем направлениям,
от начала времен как бы растягивая материю, с которой соединена, и создавая тем самым
массу созерцаемое нами Вселенной.
Посредством тонких рассуждений Роберт Гроссетест полагает возможным доказать, что в
результате этого бесконечного умножения света и его материи обязательно должна была
образоваться именно конечная Вселенная. Ибо результат бесконечного перемножения чего-
либо бесконечно превосходит умножаемое. Так что, если исходить из простого, то
достаточно конечного количества, чтобы бесконечно его превзойти. Бесконечное количество
было бы не только бесконечно больше него, оно было бы и бесконечно высшей
бесконечностью отдельных перемножение. Значит, свет, который прост, будучи умножен
бесконечное число раз, должен растягивать столь же простую материю по размерностям,
обладающим конечной величиной. Так формируется конечная сфера, на границах которой
материя находится в предельно разреженном состоянии; по мере приближения к центру она
становится все более густой и плотной. После этого первоначального расширения,
фиксирующего границы Вселенной, материя, находящаяся в центре, еще сохраняет
способность разрежаться. Поэтому телесные субстанции земного мира наделены
активностью.
Когда исчерпаны все возможности разрежения света (lux), внешняя граница сферы образует
твердь, которая отражает свет (lumen) к центру мира. Именно действие от-
357
3. От Гроссетеста до Пеккама: А. Оксфордские магистры
раженного света (lumen) последовательно порождает девять небесных сфер, из которых
низшая-сфера Луны. Вслед за этой последней небесной сферой, неизменной и неподвижной,
располагаются сферы элементов: огня, воздуха, воды и земли. Таким образом, Земля
принимает и концентрирует в себе действия всех высших сфер — оттого поэты и называют
ее «Пан», то есть «Всё». Ведь в ней сосредоточиваются все высшие светы, и на земле можно
обнаружить воздействие любой сферы. Это — Кибела, всеобщая мать, от которой могут
происходить все боги.
Но главная заслуга Роберта Гроссетеста состоит не в изобретении этой космогонии света —
большей похвалы он заслуживает за то, что выбрал именно такую концепцию материи, ибо
она позволяет применить позитивный метод в науках о природе. Прежде своего ученика
Роджера Бэкона и с определенностью, которая не оставляет желать ничего лучшего,
Гроссетест заявляет о необходимости применять в физике математику. Нужно обязательно
рассматривать и изучать линии, углы и фигуры, потому что без их помощи
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|