|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 377
невозможно усвоить натуральную философию: «utilitas considerationis linea-rum, angulorum
et figurarum est maxima quoniam impossibile est sciri naturalem philosophiam sine illis»*. Их
важность ощущается во всей Вселенной и в каждой ее части (valent in toto universo et partibus
ejus absolute). Посему Гроссетест и написал сочинение под названием «О линиях, углах и
фигурах». Там он определяет нормальный способ распространения природных воздействий,
которое происходит по прямой — либо непосредственно, либо согласно законам отражения
и преломления. Что касается фигур, то необходимо глубоко изучить две из них: сферу, так
как свет умножается сферически, и пирамиду, так как самое сильное воздействие,
оказываемое одним телом на другое, это то, которое исходит от всей поверхности
воздействующего тела и концентрируется в одной точке пассивного объекта. Основное
содержание физики заключается, таким образом, в изучении свойств фигур и законов
движения в том виде, в каком они существуют в подлунном мире. Идя этим путем, можно
объяснить все природные явления: «his igitur regulis et radicibus et fundamentis datis ex
potestate geometriae, diligens inspector in rebus naturalibus potest dare causas omnium effectuum
naturalium per hanc viam»**. Это — триумф оптики и геометрии. Все природные явления
нужно объяснять с помощью линий, углов и фигур: «omnes enim causae effectuum naturalium
habent dari per lineas, angulos et figuras»***. В этой формуле легче всего найти объяснение
тому глубокому восхищению, с которым всегда относился к своему учителю Роджер Бэкон.
Роберт Гроссетест не ограничил применение этой гипотезы к объяснению материального
мира и неорганической природы — он распространил ее на явления жизни и порядок
познания. Бог воздействует на мир светом. При этом человек является как бы микрокосмом,
в котором душа занимает то же место, которое Бог занимает в макрокосме. Поэтому и душа
воздействует светом на чувства и на все тело. Верный в этом пункте учению Августина,
Гроссетест утверждает, что душа может оказывать воздействие на тело, но — поскольку
менее благородное не в состоянии воздействовать на более благородное — тело не может
оказывать воздействие на душу. Как же душа производит это воздействие? Со всей остротой
данная проблема встает по отношению к высшей части души — интеллигенции
(intelligentia), — которая не является действием тела и не нуждается для своей активности в
каком-либо телесном орудии. Именно для того, чтобы разрешить эту проблему, Гроссетест,
вдохновляемый сочинением Алкера из Клерво «О духе и душе» («De spiritu et anima»), вводит
понятие посредствующего света, который действует как посредник между чисто духовной
субстанцией, каковой является душа, и сугубо материальной субстанцией, каковой является
тело.
В рамках доктрины, где свет — это основополагающая энергия, переоформи и связь Глава
VIII. Философия в XIII веке
358
всех субстанций, теория познания неизбежно ориентирована на учение Августина о
просветлении. Существует духовный свет, который по отношению к сверхчувственным
вещам подобен телесному свету в его отношении к вещам, воспринимаемым чувствами.
Познать вещь означает познать заключенную в ней причину-форму. Операция, посредством
которой мы познаем эту форму, — абстрагирование. По своей природе интеллигенция
(intelligentia), то есть высшая часть нашей души, не является действием тела и не нуждается в
каком-либо телесном органе для своего действия. Если бы она не была отягощена телесной
массой, она могла бы непосредственно познавать чувственно воспринимаемые формы, как
познают их ангелы и Бог. На самом же деле она этого не
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|