|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 375
культура XIII века, особенно вначале, до того как она попала под воздействие ученых кругов
Парижа, весьма напоминает шартрскую культуру, обогащенную тем, что привнес тогда в
философию и науку арабский платонизм. Не исключено, что Шартр оказал
непосредственное влияние на английскую мысль XIII века. Впрочем, как различить эти две
культуры? Со времени Ал-куина Англия и Франция имели одну культуру. Цистерцианское
движение было с самого начала англо-французским, и не будем забывать, что в Шартр,
епископом которого был Иоанн Солсберийский, приезжали многие английские
преподаватели, чтобы учиться и учить. В этом городе сложилась поистине англо-
французская среда, гуманистическая, платонистская и математическая. Во всяком случае
очевидно, что Оксфорд, где вскоре появятся новые науки, воспринятые от арабов, надолго
останется верен идеалу, которому служил Шартр: там сохранится платонистский
августинизм, там будут знать языки науки, в частности арабский, владение которым было
тогда необходимо для развития наук о природе, и там будут преподавать математику,
которой пренебрегали парижские теологи. Первым представителем этих разнообразных
тенденций является англичанин Роберт Гроссетест («grossi capitis sed subtilis intellectus»*),
один из самых замечательных оксфордских учителей, умерший епископом Линкольна
(1175— 1253**).
А. ОКСФОРДСКИЕ МАГИСТРЫ
Роберт Гроссетест (Lincolniensis) — один из немногих философов своего времени, который
владел греческим. Ему мы обязаны «древним переводом» («antiqua translatio»)
«Никомаховой этики» и комментария к ней, приписываемого Евстратию. Помимо этого, он
написал важный Комментарий к «Второй аналитике», переиздание которого было бы весьма
желательно, учитывая влияние этой работы на следующие поколения теологов; его
Комментарий к «Физике» до сих пор не издан; переводы Дионисия Ареопагита и
Глава VIII. Философия в XIII веке
356
комментарии к ним также не опубликованы (за исключением краткого комментария к
«Мистической теологии»); наконец, Гроссе-тест — автор обширной (тоже не изданной)
компиляции о «Гексамероне», где эскизно представлено учения о свете, позже развитое и
подробно изложенное им во множестве небольших произведений, о которых мы скажем
далее.
Идея отвести свету центральную роль в зарождении и формировании Вселенной пришла к
Роберту Гроссетесту под влиянием неоплатонизма и арабских «Перспектив» (трактатов по
оптике). Но в его сочинении «О свете, или о начале форм» («De luce seu de inchoatione
formamm») эта старая концепция осознается во всей своей глубине и излагается с
совершенной последовательностью. В начале Бог одномоментно создал из ничего
первоматерию и ее форму. В соответствии с причинами, которые мы скоро рассмотрим,
можно предположить, что Бог сперва сотворил простую материальную точку и придал ей
форму. Эта форма — свет; но свет есть очень тонкая телесная субстанция, приближающаяся
к бестелесной, характерные свойства которой — непрерывное порождение самой себя и
мгновенное распространение по сфере вокруг точки. Представим себе светящуюся точку:
вокруг нее как вокруг центра мгновенно возникает огромная светящаяся сфера.
Распространение света может прекратиться только по двум причинам: либо оно встречает на
своем пути непрозрачное препятствие, либо оно достигает крайнего предела разреженности,
и тогда распространение света прекращается
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|