|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
| все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 1
Жильсон Этьен Философия в
средние века.
Часть 1. Введение, Гл.1.
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
Первое издание этой книги вышло в 1922 г. Предлагая по прошествии более чем 20 лет ее
значительно расширенный вариант, мы сохранили первоначальный характер книги. Она по-
прежнему представляет собой общий взгляд на средневековую философию и предназначена
для образованного читателя, который хотел бы получить первоначальную подготовку по
данному предмету. Специалисты или те, кто собираются ими стать, располагают
превосходным инструментом для работы — вторым разделом книги Фридриха Ибервега
«Очерк истории философии», озаглавленным «Патриотическая и схоластическая
философия» (Ueberweg F. Grundriss der Geschichte der Philosophie. Teil 2. Die patristische und
scholastische Philosophie. 11 Aufl. Berlin, 1928). Невозможно в книге такого скромного объема
собрать больше фактов и более искусно их интерпретировать; там содержится необычайно
богатая библиография — именно с нее должна начинаться всякая самостоятельная
исследовательская работа. Желающие получить преимущественно философскую
ориентацию в этой массе фактов с пользой изучат двухтомный труд Мориса де Вюльфа
«История средневековой философии» (Wulf M. de. L 'Histoire de la philosophie medievale. Vol.
1—2, P., 1934, 1936). Помимо необходимой дополнительной библиографии за 1928—1936 гг.
они найдут там ряд исторических исследований, проведенных в свете определенных
философских принципов, что явно обогатило их результаты. Наконец, чтобы уяснить
соотношение средневековой мысли и греческой традиции, которую она унаследовала, —
точка зрения не менее существенная, чем те, с которых рассматривают предмет упомянутые
выше авторы, — следует прочитать «Философию средних веков» Эмиля Брейе (Brehier E. La
philosophie du moyen age. P., 1937), где ясность и четкость изложения удовлетворят самым
высоким требованиям. Далее мы укажем другие работы общего характера на ту же тему,
каждая из которых обладает собственными достоинствами и заменить которые наша книга
отнюдь не претендует. Наше намерение состояло не в том, чтобы написать труд,
блистающий эрудицией, или предложить серию монографий о наиболее выдающихся
мыслителях средних веков, и даже не в том, чтобы привести все известные имена, что было
бы в каком-то смысле более легкой задачей; цель автора — просто пересказать историю в
том виде, в каком она предстает в основных своих чертах после долгих лет ее изучения и
преподавания, сохраняя из ее существенных моментов то, что помогает высветить главный
смысл. Разделение авторов на группы по столетиям служит лишь канвой изложения.
Философов и теологов можно разделить на иные группы, на иных основаниях и, возможно,
лучшим образом; но мы надеемся, что в каждом случае можно будет уяснить причины, по
которым мы предпочли именно такой, а не другой порядок. Указатель имен позволит
обозреть весь материал, относящийся к данному лицу, и увидеть иные рамки, в которые
можно его поместить. Библиографические материалы своде
Предисловие ко второму изданию
ны к минимуму; по крайней мере одна из приводимых нами работ содержит ссылки на все
важные труды. Хотя мы и считаем своим долгом уберечь читателя от обилия ссылок в работе
такого рода, однако сохранили и даже увеличили количество латинских цитат: латынь часто
незаменима по причине своей выразительности. Впрочем, текст понятен и без этих цитат и,
как правило, содержит их изложение. Учитывая многочисленные
|
|
|
|
|
Следующая |
|
|
|