|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 250
произведений, то в них по крайней мере можно разглядеть признаки того, что дух их
родствен.
Среди сочинений, приписываемых Алану Лилльскому, есть примечательный трактат по
теологии, озаглавленный «Об искусстве католической веры» («De arte catholicae fidei»).
Историки установили его действительного автора: это — Николай Амьенский (Николай из
Амьена). Методологические требования в его трактовке еще более строги, чем в «Maximae
theologiae» Алана Лил-льского. Николай Амьенский знает, что еретики не принимают в
расчет доводы, основанные на авторитете, и что свидетельства Священного Писания
оставляют их совершенно равнодушными. Единственным способом борьбы с противниками
этого рода остается обращение к разуму. Поэтому, говорит Николай, «я тщательно привел в
порядок доводы в пользу нашей веры, причем такие, которые здравый ум не может
отбросить, дабы отказывающиеся верить пророчествам и Евангелию были приведены к ним
хотя бы с помощью аргументов человеческого порядка». Впрочем, Николай Амьенский не
считал, что эти аргументы способны проникнуть в самую суть веры и полностью
раскрыть ее содержание, но он хотел по крайней мере упорядочить их, чтобы помочь
веровать сознательно и убежденно. Вот почему он излагает свои доводы в форме дефиниций,
дистинкций и положений, связанных друг с другом согласно заранее поставленной цели. К
подобному построению сочинений уже прибегали Скот Эриугена и Ансельм Панский, а
начиная с Петра Ломбардского оно будет становиться все более традиционным, по крайней
мере в основных позициях: Бог, Мир, Создание Ангелов и Людей, Искупитель, Таинства и
Воскресение. Но даже в самой форме изложения Николай Амьенский проявляет
бесспорную оригинальность. Все произведение основано на дефинициях, постулатах и
аксиомах. Дефиниции устанавливают значения терминов «причина», «субстанция»,
«материя», «форма» и т. д. Постулаты являются недоказуемыми истинами. Аксиомы — это
положения, которые невозможно понять, вначале не приняв их. Исходя из этих начал,
Николай Амьенский разворачивает цепь положений и их силлогистических доказательств —
почти как Декарт строил свои доказательства существования Бога, а Спиноза—свою «Этику».
XIII век не даст более очевидных свидетельств о необходимости рационального
доказательства, но он и не создаст идеала священной науки в виде «theologia more geometrico
demonstrata» * *.
Николай довольно-таки преуспел в том, чтобы придать своему труду евклидову форму.
Несомненное преимущество этого метода состоит в том, что он упраздняет бесполезные
рассуждения. Разделенный на пять небольших книг, трактат Николая «Об искусстве
католической веры» начинается серией дефиниций (причины, субстанции, материи, формы,
движения и т. д.); далее формулируются три постулата и семь аксиом, после чего остается
лишь построить набор теорем по обычным правилам геометрии: Quidquid est causa causae
est causa causati; nihil seipsum composuit vel ad esse perduxit; neque subjecta materia sine forma,
neque forma sine subjecta
240 Глава V. Философия в XII веке
materia actu esse potest*. Эти три первые теоремы подводят к следующему утверждению,
которое ясно показывает идею этого типа доказательства: «Compositionem formae ad
materiam esse causam substantiae»**. В самом деле, субстанция образуется из материи и
формы. Следовательно, материя и форма суть причины образования субстанции согласно
первому постулату (то есть, что «cujuslibet compositionis causam componentem esse»***). Также
ни форма не может существовать в акте без ее соединения с материей, ни материя — без ее
соединения с формой, как уже было доказано (это четвертая теорема). Итак,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|