|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 251
актуальное существование формы и материи объясняется их соединением; значит, их
соединение есть причина их существования. Но их существование есть причина субстанции;
следовательно, согласно первой теореме, соединение формы и материи является причиной
субстанции, так как «quidquid est causa causae est causa causati»****.
Этот геометрический метод не имел будущего в теологии. Однако породившая его
озабоченность пережила его. Одно дело, когда христианин излагает католическое учение
христианам, другое дело — побудить принять его тех, кто не исповедует христианскую веру.
Николай Амьенский слишком хорошо это знал. Мусульмане нападают на христиан с
помощью оружия, но, меланхолически замечает он, я не могу ответить им силой. Евреи и
язычники были когда-то обращены с помощью чудес, но, кротко свидетельствует он, я не
получил благодати творить чудеса. Итак, остается лишь авторитет Писания, но что оно
может сделать с неверующими, которые его не признают, и с еретиками, которые его
искажают? Следовательно, чтобы убедить любых врагов веры, необходима общепринятая,
действенная рациональная техника. Это должно быть поистине «искусство» католической
веры, то есть техника рационального обоснования католической истины, настолько полная,
насколько это позволяет сама природа веры. Свой трактат
Николай из Амьена посвятил папе Клименту III, как Роджер Бэкон посвятит свой «Большой
труд» («Opus majus») Клименту IV. Притязания на то, чтобы создать «искусство»
христианского доказательства, убедительного для всех и благодаря этому способного
расширить Церковь на весь мир, не основанные на ожидании всего от одной только веры и
не полагающиеся на силу, вдохновят Рай-мунда Луллия на написание своего труда «Великое
искусство» («Ars magna»). Скромное сочинение Николая Амьенского словно предвосхитило
его. И в этом самая большая заслуга ученого.
ЛИТЕРАТУРА
Алан Лилльский: Migne J. P. (ed.). Patrologiae cursus completes. Series latina, t. 210; Baumgartner
M. Die Philosophic des Alanus de Insulis im Zusammenhang den Anschauungen des 12
Jahrhunderts dargestellt. Miinster, 1896; Huizinga J. Ueber die Verknupfung des poetischen mit
dem theologischen bei Alanus de Insulis // Memoires de I'Academie Royale des Sciences de
Hollande, serie B, 1932, v. 74, N 6, Amsterdam.
Николай Амьенский: «Ars catholicae fidei» под заглавием «De arte seu articulis catholicae fidei»
помещен среди произведений Алана Лилльского в: Migne J. P. (ed.). Patrologiae cursus
completes. Series latina, t. 210, col. 595—618.
5. ВИДЕНИЕ МИРА В XII ВЕКЕ
Как мы уже отмечали, средневековье унаследовало от классической древности идею научных
произведений, в которых кратко излагается и классифицируется комплекс человеческих
знаний в данную эпоху. Сейчас такие произведения называют энциклопедиями.
«Древности» Варрона (116—27 до н. э.), состоявшие из 41 книги (25 — о человеческих
предметах и 16 — о боже
241
ственных), в настоящее время утрачены. Однако св. Августин знал их и широко ими
пользовался. Это подтолкнуло его высказать в трактате «О христианском учении» («De
doctrina Christiana») пожелание, чтобы на пользу христианам было переработано собрание
всех знаний, необходимых для понимания Писания. В средние века не оставляли попыток
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|