|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 223
Платоном в том, что оба относятся к человечеству, но если они были бы одним и тем же
лицом, то чем бы они различались?
Источником всех этих трудностей является иллюзия, что универсалии — это реальные вещи,
если не сами по себе, то по крайней мере в индивидах. Это не действитель-ность-в-себе идей
Платона, на которую нападает Абеляр, а действительность универсалии рода в видах или
универсалии вида в индивидах. Причина здесь проста: универсалии есть то, что может быть
предикатом в суждениях о многих вещах; но нет конкретных вещей, рассматриваемых
индивидуально или в совокупности, которые могли бы быть предикатами в суждениях о
многих других вещах: каждая из них — это только она сама и то, что она есть. Отсюда Абеляр
делает окончательный вывод: поскольку такой род, как универсальность, не может
относиться к вещам, его следует отнести к словам. Грамматики проводят различие между
универсальными терминами и частными (particuliers), или единичными (singuliers),
терминами. Частный термин — это предикат только одного индивида, например Сократа;
универсальный термин — это термин, вЬ 1 бранный для того, чтобы быть предикатом
множества взятых в отдельности индивидов, к которым он применяется соответственно их
природе. Таким образом, универсальность представляет собой лишь логическую функцию
некоторых слов.
Можно подумать, что здесь Абеляр просто вернулся к позиции Росцелина, для которого
универсалии была всего лишь «flatus vocis» — подачей голоса. Однако это не так. Если бы
Росцелин был прав, всякая правильная грамматическая конструкция имела бы логический
смысл, и логика свелась бы к грамматике. Но это неверно, так как предложение «человек —
это камень» грамматически столь же правильно, как и предложение «человек—это
животное»; однако только второе из них имеет логический смысл. Отсюда возникает новая
проблема: почему некоторые предикации имеют логический смысл, а другие не имеют?
Эта проблема возвращает нас к вопросу о том, почему одно и то же имя может быть
отнесено к нескольким индивидам. Ответ Абеляра заключается в следующем: вещи сами по
себе таковы, что дают возможность предицировать универсалии. Это, безусловно, верно, так
как идею нельзя извлечь из ничего, а поскольку универсалии не существуют вне вещей, то
необходимо, чтобы вещи обладали чем-то таким, что могло бы обосновать логический смысл
или логическую бессмысленность предикаций, к ним относящихся. Полагание универсалии
в вещах Абеляр называл их состоянием, или статусом (status), то есть способом
существования, присущим каждой вещи. Ошибка тех, кто приписывает универсалиям какое-
то реальное существование, заключается в том, что они путают понятие «человек», которое
ничего собой не представляет, с понятием «бытия человеком», которое что-то значит.
Аналогично «лошадь» не существует, а «бытие лошадью» — это реальность. Именно из этой
конкретной реальности следует исходить, чтобы объяснить логический смысл предикаций,
что только в этом случае и становится возможным. Это было бы невозможно, если бы был
только один индивид-человек, индивид-ло-
Глава V. Философия в XII веке
216
шаль и т.д., но это не так. Два или несколько человек сходны в том, что каждый из них «есть
человек», то есть находится в «статусе (состоянии) человека». Здесь речь не идет о
допущении, что они имеют некую общую «сущность», которая была бы сущностью
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|