|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Жильсон Этьен
Философия в средние века
стр. 246
с несколько длинным заглавием был представлен как изъяснение вопросов, обсуждавшихся в
«Гебдомадах», то в средние века его стали обычно называть «De Hebdomadibus». Каким бы
привычным ни стало это заглавие, оно оставалось таинственным. Объясняя метод, которому
он предпочел следовать, Боэций заявляет, как это обычно делается в трудах по математике и
даже по другим дисциплинам, что он вначале предложил термины и правила, опираясь на
которые затем доказывает то, что из них следует (Ut igitur in mathematica fieri solet, caeterisque
etiam disciplinis, proposui terminos regulasque quibus cuncta quae sequuntur efficiam). He зная
греческого, Алан заключил отсюда, что слово «hebdomades» означает максимы, или аксиомы,
которые недоказуемы; однако теологи могут и даже обязаны, исходя из ранее определенных
терминов, дедуктивно строить идею о чем-то более интересном, которую другие, пусть даже
у них преобладает иной метод, должны принимать и развивать дальше. Такой метод
неприемлем для теологов, стремящихся прежде всего исходить из данных веры и текстов
Писания, но он очень подходит для апологетических задач, какой и была задача Алана
Лилльского,— как раз потому, что он позволял себе идти навстречу вере через
последовательность строго связанных друг с другом аргументов.
Таково было главное устремление Алана Лилльского, нашедшее свое отражение в его книге
«О католической вере» («De fide catholica»). Речь для него шла о том, чтобы, объяснив
еретикам их заблуждения и не оставив им возможностей для возражений, построить
теологию как науку или, если угодно, придать ей строгость, аналогичную другим наукам, то
есть подчинить ее требованиям их метода. А всякая наука основана на правилах как на своем
фундаменте. Не
Глава V. Философия в XII веке
236
будем говорить о грамматике, правила которой произвольны; но диалектика, риторика,
этика, физика, арифметика и музыка имеют свои аксиомы (максимы) — даже если они
называются иначе,— на которые они опираются и которые в себе содержат. У теологии есть
свои собственные аксиомы, более тонкие и менее ясные, чем у других наук, но неизменные и
необходимые, ибо они относятся к необходимому и неизменному, тогда как другие науки
имеют дело лишь с естественным течением явлений, которое представляет собой некоторую
регулярность, но не необходимость. Собрать и упорядочить аксиомы теологии — цель
трактата Алана Лилльс-кого, имеющего заглавие «Максимы теологии» («Maximae
theologiae»), или «Правила священной теологии» («Regulae de sacra theologia»). Принцип,
положенный в основу упорядочения максим—это движение от наиболее общей,
универсальной из всех максим к тем, которые она заключает в себе. Отбор максим основан на
том, чтобы включать только такие из них, которые известны не всем. Способ найти максиму
поистине изначальную и универсальную — это убедиться, что она есть «communis animi
conceptio»*, то есть совершенно очевидное положение, которое не может быть доказано
никаким другим положением, а, напротив, может быть использовано для доказательства
других.
Эта высшая максима, или первая аксиома, звучит так: Монада есть то, посредством чего
всякая вещь является единственной («Monas est qua quaelibet res est una»). Одна эта формула
вселяет мысль о том, что для средневековой философии и теологии открылся новый
источник. В самом деле, в книге «О католической вере» (I, 30) Алан цитирует произведение,
которое он называет «Афоризмы о сущности Высшего блага» («Aphorismi de essentia summae
bonitatis»), то есть «Книгу о причинах», непосредственным
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|