Р. Амбелен
Тайный внутренний круг тамплиеров
стр. 180
гелов, поскольку в руководствах по колдовству упоминаются заклинания бесов, в ходе которых злые духи появляются в виде огромных скопищ мелких существ, неотличимых друг от друга1.
Эти таинственные голоса (ибо в Руане видения больше не посещали ее: она только слышала голоса) до самого конца ей твердили, что освобождение придет к ней и что ее единственный долг — не склоняться перед судьями. В ответ на возражения, согласно которым эти самые голоса либо ошибались, хотя исходили от Господа, либо солгали ей, так как, по официальным данным, она была сожжена заживо, верующие — эти неисправимые упрямцы — заявляют, что Жанна неправильно поняла: ее «освобождение», благодаря пламени, которому было суждено уничтожить ее живую сущность, заключалось в том, чтобы покинуть землю и попасть в рай.
Впрочем, простодушиенекоторыхверующих обезоруживает начисто. В своем труде «Подражание святой Жанне &Арк» каноник Дюнан провозгласил, что Жанна всеща «соблюдала приличия», коль скоро она никогда не утверждала, будто св. Михаил являлся ей одновременно со святыми женского пола. А Р. де Ринье, возражая ему в своем произведении «Ключк ошибкам монсеньора Пьера Кошона в судебнойпрак-тике», упрекнул его в ошибке: «Ведь в раю ангелы имеют право прогуливаться со святыми женщинами» ( ! ).
Таким образом, мы берем на себя смелость полагать, что Жанна просто-напросто унаследовала от своего отца Луи Орлеанского и от своего деда Карла V Мудрого некоторый дар ясновидения и слуховых галлюцинаций, порожденный определенным психическим складом. На этот последний сильное влияние оказали занятия оккультизмом, историческая доподлинность которых, как мы уже видели, полностью доказана.
Естественно, Жанна объясняла свои зрительные и слуховые галлюцинации влиянием тех святых, чьи имена и легенды о которых были ей хорошо знакомы. Там, где галльской женщине привиделся бы Белен, этот кельтский Аполлон, Жанне явился св. Михаил Архангел. В то время как той же галльской женщине привиделись бы две из тех «белых дам», о которых так наслышаны были древние галлы, Жанне явились две святые женского пола, составляющие часть исповедуемой ею религии.
Чутье не обмануло руанских судей, немедленно заподозривших в этих феноменах проявления невидимого, неопределенного, двусмысленного и загадочного мира. Только один шаг отделял их от того, чтобы уловить адское дыхание, которое так их устраивало. Этот шаг они совершили, придя к выводу, что Жанна была пособницей и посредницей этих бесовских проявлений. Они это сделали с тем большей легкостью, что в той мере, в какой им была ведома
1
В Евангелии от Марка (V, 9) и в Евангелии от Луки (VIII, 30) бесы, вещающие устами бесноватого, заявляют о том, что имя им легион, то есть что их великое множество.