На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Т. Н. ГРАНОВСКИЙ
ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
стр. 378

германскими элементами, между католицизмом и настоящим пониманием, державшимся более восточного православия. Чехия изнемогла в борьбе почти с целою Европою и пала; но пала с громкою славою. Ее войско долго держало в ужасе немецких императоров. В истории католика Leo мы найдем презрительный отзыв о чехах. "Чехи,— говорит он,— должны были изнемочь, потому что они были бедны духовными силами и историческая роль им была не по плечу". Подобный приговор несправедлив: он отчасти проистекает от пристрастия автора, отчасти от одностороннего взгляда, которым отмечено все сочинение Leo. Самые события вполне опровергают этот приговор. Чехия в нравственном отношении могла стоять наряду с образованнейшими государствами Европы; наука там тесно связана с жизнью, ибо первое национальное движение открылось в Пражском университете» (Там же, л. 150—152). Лекция 10 1 Число жителей византийской столицы в середине XV в. составляло около 40—50 тыс. человек. См.: История Византии. М., 1967, т. 3, с. 117. 2 См.: Грановский Г, Н. Тимур.— Соч., с. 241—250. 8 Речь идет о рыцарях ордена св. Иоанна (иоаннитах). 4 Речь идет, видимо, о кн.: Ranke L. Fursten und Vôlker von Sûd-Europa im XVI und XVII Jahrhundert В., 1837, Bd. 1, S. 3—94. Лекция 11 1 Подробнее см.: Лекция 43/ Дополнения. 1 См. примеч. 2 к лекции 7. 8 В своих знаменитых публичных лекциях 1845/46 г. по сравнительной истории Англии и Франции Грановский уделял значительное внимание истории средневековых ересей. В записи лекций читаем: во Фландрии среди многочисленных ремесленников, недовольных своим положением, «развелись страшные ереси. В наше время, в эпоху интересов общественных и промышленных, во Франции развивается пауперизм и хартизм; в эпоху средних веков, эпоху религиозную, должны были развиться ереси другого рода. Мы не знаем, в чем состояли ереси. Знаем о гонениях, о бурных восстаниях, но католические летописцы не дали себе труда записать, в чем состояли требования этих классов... Самые многочисленные и страшные ереси возникли в Лангедоке. Означить эти ереси одним словом, определить их невозможно. Здесь как будто сошлись на свободе для свидания все народы и все идеи тогдашней Европы... Самый характер народонаселения, живой, настроенный к практическим интересам, не -дал ему безусловно подчиниться церкви. Господствующей ересью была здесь ересь манихейская, но с бесчисленными видоизменениями. — Большая часть памятников, дошедших до нас, принадлежит католикам, только две летописи принадлежат альбигенцам, из коих одна прозаическая, другая есть памятник поэтический. При изложении истории алъбигенцев я буду пользоваться этими летописями, где мы найдем более правдивый рассказ, нежели в летописях католических» (ОПИ ГИМ, ф. 345, ед. хр. 19, л. 118 об.— 119). 4 Имеется в виду так называемая Платоновская академия во Флоренции — кружок гуманистов, основанный Возимо Медичи и существовавший в период правления Лоренцо Медичи. Упоминаемый ниже Марсилио Фичино (1433— 1499) — флорентийский ученый, переводчик Платона, стоявший во главе академии. 5 Немецкий, философ, теолог Николай Кузанский с 1448 г. был кардиналом. в Здесь ошибка: Пико делла Мирандола (1463—1494) выставил свои теаисы в 1486 г., т.е. 23 дет от роду*


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes