|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 110
(жестокая расплата за это чудо), что в конце концов достигается младенчество и «нулевая точка»
жизни.
В наши дни
Мы уже отмечали, что история алхимиков отнюдь не заканчивается в конце Средних веков и эпохи
Ренессанса. Разве и в конце XX века нет людей, которые продолжают предаваться исканиям на пути
Великого Делания, причем с таким же упорством, как и их великие средневековые предшественники?
В августе 1972 года Эжен Канселье, духовный сын таинственного Фульканелли, заявил, что уже
пятидесятый год работает в своей лаборатории упорство, достойное того, что в свое время
демонстрировали Бернар Тревизан и другие средневековые адепты!
Правда такова, что даже и с научной точки зрения алхимик перестал рассматриваться a priori как
это было сразу после открытий Лавуазье, основанных на догме о строго простом (и, следовательно,
неразложимом) строении металлов в качестве фантазера, пытающегося осуществить нечто заведомо
невозможное. Профессор Пьер Менар осмелился даже дать конференции, проводившейся в
университете Бордо, следующее название: «Можно ли говорить о современной алхимии?»[99]
Следовало бы также отметить, что цели алхимии действительно отвечают мечтам и устремлениям,
которые, очевидно, прекратятся лишь вместе с родом человеческим. Во все времена те же самые
мифы, те же чарующие легенды вновь и вновь возникают в воображении людей. И может быть да
позволят нам это читатели уместно будет высказать в конце нашей книги одну парадоксальную
мысль: разве мы по сути своей не являемся все еще (что касается мечтаний и мифотворчества) в той
или иной мере «людьми Средних веков»? С теми же самыми навязчивыми идеями, с теми же
сказочными надеждами, что и наши предки.
Исследование вопроса о том, какое отражение нашла деятельность средневековых алхимиков в
современной литературе, не является задачей нашей книги. Эта тема особенно активно
разрабатывалась в эпоху романтизма. Однако увлечение средневековыми алхимиками не прошло и в
наши дни. Стоит лишь привести один весьма показательный пример роман Б. Р. Брюса «Свинцовая
статуэтка»[100]. Автор (француз, несмотря на свой англо-саксонский псевдоним) комбинирует в нем
фантастику в чистом виде с темой современной научной фантастики путешествиями во времени:
интрига развивается одновременно в Париже времен Карла VI (в эпоху Николя Фламеля), описание
которого, кстати говоря, превосходно, и в наши дни. Как и полагается, тема ухода Николя Фламеля от
смерти (вполне ожидаемый сюжетный ход) находит свое место в фабуле романа.
Корреспондентка, которой уже нет в живых, мадам Ж. де Грация[101], сообщила автору об
открытии, сделанном ею в 1964 году в крупном пригороде восточнее Парижа, подвала, где в Средние
века была оборудована алхимическая лаборатория со всеми полагающимися приспособлениями,
сосудами и прочим инструментарием.
Среди знаменитых людей, увлекавшихся алхимией много позже эпохи Средних веков, следует
назвать великого Исаака Ньютона собственной персоной, который уделял немалую часть своего
времени не только чтению и комментированию герметических трактатов, но и самому деланию в
лаборатории.
В наши дни, как и в Средние века, рождаются самые фантастические легенды о людях, имеющих
репутацию алхимиков. По этой самой причине было бы небезынтересно, дабы придать колорит
нашему исследованию, напомнить некоторые из историй, распространяемых о Фульканелли. Сама его
личность остается загадочной. Его духовный сын Эжен Канселье всегда отказывался приоткрыть
завесу над этой тайной.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|