|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 108
«Человек имеет зримую мастерскую, каковой является его тело, и мастерскую незримую
собственное воображение. Солнце посылает свет, который, будучи неосязаемым и неуловимым,
может нагревать до такого состояния, что возгорается огонь -благодаря концентрации [его лучей];
точно так же и воображение оказывает свое воздействие на свойственную ему сферу и способствует
зарождению, а затем развитию форм, слагающихся из незримых элементов. Подобно тому, как мир
есть продукт воображения всемирной души, воображение человека (который сам является малой
вселенной) может творить свои незримые формы, и они материализуются».
И тем не менее Парацельс, который представляется нам таким глубоким и смелым новатором в
области обычной для его времени медицины, оказывается продолжателем давней традиции: он в
общем и целом наследник своих предшественников, врачей-алхимиков периода Средних веков. Он,
как и они, усматривал, в частности, тесную связь между биологическими феноменами и положением
планет на небосводе, устанавливаемое астрологией. Процитируем его трактат «Рагатнит»
(«Околочудесное», книга III): «Медикамент, благотворно действующий в один период, может быть
вредоносным в другой, сообразно господствующему влиянию планет».
Однако не должен ли и вправду врач, следуя логике Парацельса, учитывать дабы лучше понять
механизмы здоровья и болезни взаимосвязи, существующие между телом, внешним миром с его
различными сферами и ментальными реальностями? Процитируем отрывок из трактата «De funda-
mento sapientiae» («Об основах мудрости»): «Бог макрокосма и Бог микрокосма воздействуют друг на
друга; оба они, в сущности, одно, поскольку нет ничего, кроме одного Бога, одного закона и одной
природы, через которые и может проявлять себя мудрость».
Набалдашник своей шпаги (в котором, как верили наивные простофили, был заключен дьявол!)
Парацельс велел украсить выгравированным ключевым алхимическим словом Azoth,
представляющим собой комбинацию первых и последних букв латинского (А и Z), греческого (Alpha
и Omega) и древнееврейского (Aleph и Thau) алфавитов. Это слово, очевидно, должно было указывать
на то, что адепт овладел тайным знанием начала и конца всех вещей.
В медицине Парацельса нашли свое отражение все виталистические взгляды философии
средневековых алхимиков: «Архе[89]есть сила, сообщающая каждой вещи ее природу, отделяющая
одну вещь от другой, дающая каждой из них присущую ей структуру»[90].
И по сей день чарующий образ Парацельса, «проклятого врача»[91], не перестает занимать и
волновать воображение. В историческом романе Маргерит Юрсенар «Философский камень» главный
герой Зенок в значительной мере имеет своим прототипом загадочную и притягательную личность
«Лютера медицины"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: АЛХИМИКИ И ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА
Средневековые алхимики, выходившие за пределы реально допустимого и достоверного, в
воображении народной массы ассоциировались со всем самым таинственным, самым необычным. Не
случайно и тамплиерам, имя которых было у всех на устах, волей-неволей приписывалось обладание
чудесными секретами трансмутации металлов.
А может быть, узкий круг начальников ордена тамплиеров и вправду владел этими секретами?
В действительности же огромные богатства, которыми владели и распоряжались рыцари-монахи в
белых плащах, могли быть, по мнению историков, накоплены и без
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|