|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 105
При дворе Рудольфа II все занимались алхимическими опытами: личные врачи императора
(наиболее видными среди них были Фаддей фон Хайек, Михаэль Майер и Мартин Руланд, дававшие
монарху теоретические и практические уроки алхимии), его советники, камердинеры и камергеры, его
придворные. Один из камердинеров императора, выходец из Италии (видимо, еврей) Мардохей да
Делла, в качестве придворного поэта даже получил от государя специальное задание воспеть в стихах
успехи состоявших у него на службе алхимиков.
Алхимики, маги и астрологи, нанятые Рудольфом II на службу, ни в чем не нуждались: жили
вместе со своими семьями на всем готовом, имея бесплатное жилье прямо во дворце или в одном из
уютных домиков на знаменитой Золотой улице, примыкавшей непосредственно к Пражскому Граду.
Рудольф II не ограничивался привлечением к себе на службу лучших алхимиков Германии. И в
других европейских странах посланцы императора передавали его приглашение делателям, слава о
которых дошла до его императорского величества. Случалось, что алхимики и отклоняли столь
лестное предложение. Так, некий французский алхимик из Франш-Конте будто бы осмелился дать
гордый ответ императорскому посланцу: «Ежели я адепт, то не нуждаюсь в императоре, если же нет,
то император не нуждается во мне»[85].
Большинство же с радостью принимало подобное предложение. Так поступили, например, два
знаменитых английских алхимика и мага Джон Ди и Эдуард Колли.
Обратная сторона медали
По мере того как открывались новые благоприятные возможности, количество алхимиков
становилось еще больше, чем было прежде. Однако в той же мере подтверждалась справедливость
поговорки: «Много званых, да мало избранных». Применительно к алхимикам (как истинным, так и
ложным) эпохи Ренессанса можно было бы провести параллель (весьма показательную, хотя это и
является очевидным анахронизмом) с половодьем надежд современных артистов, певцов и танцоров,
мечтающих однажды встретить импресарио, режиссера или фирму, которые бы прославили их. Но на
горстку тех, кому довелось познать головокружительный взлет, увы, приходится несоизмеримо
гораздо большее число обреченных на вновь и вновь повторяющиеся неудачи или тусклое
существование вечной посредственности. На одного алхимика, которому довелось однажды встретить
своего мецената, правителя или иного важного господина, взявшего его к себе на службу и тем самым
освободившего от всех финансовых и прочих материальных проблем, приходилась целая толпа
несчастных, коим не только не посчастливилось познать успех в своих лабораторных опытах, но и
повстречать покровителя, который избавил бы их от страшной хронической нужды. Вот в каких
словах описал в XVI веке Иоганн Клитемий, аббат Вайсенбергского монастыря, жалкую судьбу
бесчисленной когорты алхимиков, тешивших порой на протяжении всей своей жизни ложную
надежду: «Vanitas, fraus, dolus, sophisticatio, cupiditas, falsitas, mendacium, stultitia, paupertas, desperatio,
fuga, proscriptio et men-dicitas, perdisaeque sunt chemie» («Суета, обман, надувательство,
фальсификация, алчность, лицемерие, ложь, глупость, бедность, отчаяние, бегство, изгнание, нищета
и утраты сопутствуют химии»).
Бесспорно, велика была радость алхимика, которому в результате многих лет трудов удавалось,
наконец, осуществить чудо Великого Делания. Дионисий Захарий (1510-1556), которому на Пасху
1550 года, после стольких лет мучительных и тщетных трудов, удалось (как он был уверен)
превратить ртуть в золото, вознес к небесам такую необыкновенную молитву:
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|