|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 104
Именно в такой атмосфере развернулось в начале этой великой эпохи движение росенкрейцеров,
получившее свое продолжение в пансофии (искусственное словообразование, полученное путем
слияния двух греческих слов и означающее «всеобъемлющая мудрость», «универсальное знание»),
которую развивали в конце XVI века в Германии ученики Парацельса.
Можно даже сказать, что в эпоху Ренессанса алхимики получили еще большее распространение и
заставили говорить о себе еще больше, чем в Средние века. Расширились и их связи с различными
отраслями искусства.
Было бы небезынтересно отметить, что Бернар Палисси, открывший в 1555 году секрет
изготовления эмалей, уделял большое внимание приемам и методам алхимиков.
Множество картин и гравюр эпохи Ренессанса обнаруживают глубокое знание их авторами всего,
что касается алхимического эзотеризма. Продолжалось строительство новых богато украшенных,
роскошных «обителей философов».
Смысловое содержание знаменитых творений эпохи Ренессанса невозможно в полной мере понять,
если не принимать во внимание факт знакомства их создателей с философией алхимиков. Так,
знаменитая картина Боттичелли «Рождение Венеры» развивает тему «небесной Венеры», которую
скрывает космическая мантия. Точно так же и такое знаменитое произведение, как гравюра Альбрехта
Дюрера «Меланхолия» (1514 год), содержит в себе символы и образы, заимствованные из алхимии:
морской простор (не что иное, как философские воды алхимиков) на заднем плане, озаренный
радугой (библейский символ союза между небом и землей) и черным солнцем; корабли,
символизирующие собой герметическое плавание алхимика, нашли убежище в гавани тихих вод.
Эпоха, создавшая новые благоприятные возможности для делателей
В эпоху Ренессанса можно было встретить еще больше, чем в конце Средних веков, правителей и
прочих важных особ, интересовавшихся алхимией и оказывавших покровительство многочисленным
«делателям», поступавшим на службу к ним. Это покровительство отнюдь не являлось бескорыстным,
но оно создавало новые благоприятные возможности в равной мере как для искренне увлеченных
исследователей, так и для авантюристов и шарлатанов, количество которых феноменальным образом
выросло в эпоху Ренессанса.
Среди правителей, интересовавшихся алхимией, можно было встретить даже тех, кого, казалось
бы, невозможно было и помыслить в той среде. Это прежде всего король Испании Филипп II,
которого расхожее представление о нем рисует существом мрачным и зловещим, постоянно занятым
мыслями об инквизиции. Именно он оказывал свое высокое покровительство Иерониму Босху.
Однако самым экстраординарным из правителей, покровительствовавших алхимикам, был на стыке
эпохи Ренессанса и XVII века Рудольф II Габсбург весьма колоритная фигура. Этот монарх дошел до
того, что, предоставив своему брату заниматься делами государства, закрылся в огромной Пражской
цитадели (в Пражском Граде) и не допускал к близкому общению с собой никого, кроме алхимиков,
магов и астрологов. Рудольф II, вступивший на престол Священной Римской империи германской
нации в 1576 году, несомненно, разделял упования столь многих монархов и их министров,
столкнувшихся с плачевным состоянием государственных финансов, найти легкий способ наполнить
казну звонкой монетой Однако его интерес к алхимии очень скоро превратился в исключительную,
всепожирающую страсть, не замедлившую проявить себя во всевозможных направлениях, открытых
для трудов алхимика: в трансмутационном, лечебном, магическом и философском.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|