|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 100
В XV веке некоторые очень богатые алхимики строили для себя роскошные дома -великолепные
городские особняки, загородные усадьбы и даже весьма внушительные замки.
Наиболее известным примером этого служит дом, а вернее сказать самый настоящий дворец,
увлеченного алхимика Жака Кера, министра финансов короля Франции Карла VII, построенный в
Бурже". Однако если само строение и украсившие его герметические скульптуры в целости и
сохранности дошли до наших дней, то комнаты были опустошены во время революции. Проходя по
ним, мы должны попытаться мысленно перенестись во времена, когда они, роскошно меблированные
и украшенные, принимали знатных посетителей, увлекавшихся алхимией. Характерной
принадлежностью этого дома служит небольшая астрологическая башня (Жак Кер, как и многие
важные особы той поры, пожелал иметь собственную астрологическую обсерваторию), куда хозяин
поднимался по ночам, дабы наблюдать за ходом планет на небосводе.
Войдем в это роскошное жилище, построенное богатым алхимиком. На скульптурном тимпане
большой лестницы представлены три персонажа. В центре находится человек, поднявший глаза к
небу; у его ног скамеечка для молитвы. Слева от него удаляется другой человек (слуга?), вытянув
перед со бой руку, словно что-то нащупывая, подобно слепому. Справа от него еще один персонаж
набрасывает покров на нечто похожее с первого взгляда на алтарь, что при более внимательном
рассмотрении оказывается печью с поставленной в нее ретортой, в которую, в свою очередь,
заключено философское яйцо -первичная материя, соединяющая в себе два начала. Примечательно,
что на этой скульптурной композиции присутствуют сердце (по-французски caeur, что должно было
вызывать ассоциацию с фамилией владельца дома Caeuf) и морская раковина атрибут Иакова
Компостельского, святого покровителя христианских алхимиков.
Еще один скульптурный тимпан, вызывающий ассоциации и наводящий на размышления, можно
видеть на воротах. Изображены два дерева, на них ангел указывает одной рукой, а в другой держит
сосуд, из которого поднимаются три распустившихся цветка, по всей вероятности, символизирующие
три основных цвета Великого Делания -черный, белый и красный. Это древо жизни и древо познания
из библейской Книги бытия. В одной из комнат второго этажа на скульптурном мотиве лепного
плафона изображены двое возлюбленных (по всей видимости, Тристан и Изольда). Их застал
врасплох неизвестный (вероятно, король Марк, супруг Изольды), голова которого скрыта листвой
дерева. Помимо аллюзии на совершенную любовь алхимика и его спутницы жизни (Жак Кер и его
жена составляли, подобно Николя Фламелю и госпоже Пернелле, герметическую супружескую пару),
в этой сцене можно разглядеть и другие алхимические аллюзии. Дерево (возможно, пальма),
увешанное крупными плодами -золотыми плодами сада Гесперид, символизирует первичную
материю, служащую исходным материалом для получения философского камня. У подножия дерева
стоит ларец символ тайного знания. Напомним, что в эпосе о Тристане и Изольде герой, подобно
Тезею, победившему Минотавра, нападает на страшное чудовище и убивает его. По мнению
Фульканелли, этот эпизод символизирует собой главный этап в процессе исполнения операций
Великого Делания переход к приготовлению универсального растворителя, с помощью которого
можно осуществить воскрешение натурального золота.
В часовне дворца Жака Кера имелся витраж, пропавший в XIX веке, но сохранилась его точная
репродукция, на которой изображен шут, облаченный в короткую мантию с капюшоном[77]и
держащий в руке шутовскую погремушку[78]. Губы сего персонажа заперты на висячий замок.
Аллюзия на необходимость ревностно хранить секреты этого возвышенного знания подчеркнута
размещением тут же двух максим: «В закрытый рот не влетит муха» и «Радость моя (то есть радость
адепта, имеющего счастье видеть философский камень) говорить, делать, молчать». До нас дошли и
другие великолепные французские «обители философов», в которых сохранились декор и даже
мебель. Так
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|