|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 95
Алхимическое озарение, дарующее всеобъемлющее знание тайн природы, рассматривалось
адептами как выход сознания за пределы пространства и времени, в которые заключены простые
смертные. Алхимики любили цитировать следующее место из Второго послания апостола Петра:
«Одно то не должно быть скрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и
тысяча лет, как один день»
АДЕПТЫ И СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО
«Внутренние» художественные форты в средневековой алхимии
Средневековые алхимики оставили после себя художественные свидетельства, и притом весьма
многочисленные, уже ставшие предметом обстоятельного изучения[69]. В этих книгах можно найти
репродукции довольно любопытных иллюстраций из манускриптов, которые остались после
алхимиков и которые (если можно так выразиться) предназначались исключительно для внутреннего
использования «делателями». Крупные библиотеки (в Париже Национальная библиотека, в Лондоне
Библиотека Британского музея, Ватиканская библиотека, а также библиотеки Цюриха, Праги,
Мюнхена и ряда других городов) имеют в своих фондах великолепные экземпляры алхимических
манускриптов. Встречаются также и более скромные по своим масштабам библиотеки, в которых тем
не менее имеются весьма значительные собрания алхимических манускриптов, в Париже такова
библиотека Арсенала.
До XIV века рукописи адептов точно так же, как и рукописи греческих алхимиков, -содержали
очень мало рисунков и к тому же весьма схематичных, изображавших колбы, реторты, тигли и прочий
алхимический инструментарий. Единственный более или менее сложный мотив, порой
встречавшийся в них, изображение змеи или дракона, кусающих себя за хвост (так называемый
Уроборос).
С конца же XIV века все чаще начинают встречаться сложные по содержанию миниатюры, которые
отличаются удивительной красотой, поражающей наших современников. Эти иллюстрации с
детальной подробностью изображают лаборатории, представляют собой большие символические
композиции сцены борьбы двух начал, возникновение герметического андрогина, последовательное
чередование цветов, появляющихся в философском яйце. Приведем лишь один характерный пример
цветную иллюстрацию из манускрипта, озаглавленного «Aurora consurgens («Восходящая заря», 1480
год), труда Никколо д'Антонио дельи Альи, хранящегося в библиотеке Ватикана (Codex Urb. lat. 899).
На ней изображено сражение на копьях двух всадников мужчины (Солнце) и женщины (Луна),
которые олицетворяют собой два антагонистических начала Великого Делания; происходит их
соединение с временным преобладанием (в начале проведения последовательных операций) женского
начала.
В эпоху Ренессанса искусство иллюстрирования алхимических рукописей достигнет своего апогея
и будет практиковаться еще долго после изобретения книгопечатания, вплоть до XVIII века.
Некоторые алхимические трактаты были опубликованы как с черно-белыми гравюрами, так и с
цветными иллюстрациями.
Отметим также, что предметами алхимического искусства, которое мы охарактеризовали как
«внутреннее» («для внутреннего применения»), являлись и разного рода статуэтки, находившиеся в
молельнях алхимиков.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|