|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 94
Мы уже видели, как Николя Фламель проделал пешим паломником длинный путь к могиле святого
апостола Иакова в Сантьего-де-Компостела в Галисии. Мы знаем также, что отправной точкой для
паломников, пускавшихся в путь из Парижа, была церковь Сен-Жак-ла-Бушри. И это не случайно:
стоявшая на крыше здания статуя святого Иакова (по размерам более крупная, чем три другие
символические фигуры) была обращена лицом в сторону запада (на закат солнца).
Фламель, отправляясь в паломничество на могилу апостола, имел и свою потаенную цель
повстречать учителя, способного объяснить ему таинственные рисунки «Книги Авраама Еврея».
Такое паломничество для средневековых западных алхимиков стало традицией, сопоставимой,
например, с традицией членов союзов подмастерий (которая поддерживается и по сей день)
отправляться в паломничество к гроту Марии Магдалины в горах Сен-Бом близ Марселя.
Путешествие в Сантьего-де-Компостела представляло собой переживание алхимиком событий
последнего этапа жизненного пути апостола Иакова, как о них повествует историческая традиция.
Этому путешествию соответствовал и определенный символический смысл не случайно Млечный
Путь имеет старинное народное название путь святого Иакова. Это было соответствие, постоянная
аналогия между небом и землей, между (как говорится в «Изумрудной скрижали») «тем, что вверху»,
и «тем, что внизу».... Само название Компостела заключало в себе особый смысл для средневекового
алхимика, разлагавшего его на два составных латинских слова: campus («поле») (оно вызывало также
ассоциацию с компостом, в котором происходило гниение, необходимое для успеха Великого
Делания) и Stella («звезда»). Таким образом, Компостела Campus stellae, «Поле звезды».
Почему же средневековые христианские алхимики избрали себе в качестве святого покровителя
апостола Иакова?
Напомним в связи с этим красивую легенду об обнаружении его могилы в Галисии. В IX веке к
местному епископу Теодомиру пришел некий крестьянин и рассказал о невероятном происшествии,
приключившемся с ним на поле: мало того, что его быки отказались там пахать, так еще ночью
расцвели в изобилии целебные цветы, а над нолем светила звезда невиданной яркости. Епископ
распорядился обследовать поле, на котором в результате и был выкопан из земли мраморный
саркофаг, заключавший в себе тело, чудесным образом не тронутое тлением. Стало понятно, что
обнаружено тело никого иного, как апостола Иакова. На том самом месте, где явлено было чудо
отныне оно и получило название Campus stellae, построили церковь, в которую поместили бесценную
реликвию.
Алхимики, используя игру слов, которую они так любили, проводили говорящую аналогию между
легендой о «Поле звезды» и одной из решающих фаз Великого металлического Делания, когда в
обрабатываемом материале (как раз и имевшем название компост) внезапно появлялась звезда (stella),
возвещавшая о близящемся успешном завершении работы. Эта легенда полюбилась алхимикам также
своей аллюзией на целебные цветы (которые, в свою очередь, напоминали о лечебных свойствах
философского камня) и тем, что в ней говорится о чудесном сохранении тела прямая аналогия с их
великой мечтой о победе над физическим старением и тлением.
В конце XV века венгерский монах Мельхиор Цибиненс (Cibinens, в латинской транскрипции его
фамилии) сочинил алхимическую мессу.
Средневековые христианские алхимики пытались найти в Апокалипсисе (Откровении Иоанна
Богослова) скрытый алхимический смысл, в частности, в следующих словах:
«. и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась
как кровь» (VI, 12).
«Она [женщина] отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и
помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя» (IX, 2).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|