|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 93
покровитель (в начале 1314 года), инквизиционный трибунал, собравшийся в Тарасконе под
председательством монаха-иаковита Лонжера, подтвердил задним числом неприятие пятнадцати
предложений Арнольда, которые были осуждены в 1309 году в Париже теологическим факультетом
(Сорбонной).
Несчастному же Роджеру Бэкону (1214-1294), заслужившему почетное прозвание doctor mirabilis
(«дивный ученый»), довелось испытать гораздо более злую участь: он провел четырнадцать лет в
монастырской тюрьме.
Ни Арнольд из Виллановы, ни францисканский монах Роджер Бэкон никогда не выступали против
церкви и не давали повода заподозрить себя в неверии как раз наоборот. За что же тогда их
преследовали? Инквизиционные трибуналы опасались (это стало для них своего рода наваждением)
применения средств, соприкасавшихся с черной магией (обвинение требовало самого сурового
наказания, если подсудимый «сознательно стремился к достижению чего-либо, применяя дьявольские
средства»). Именно это, очевидно, и послужило основанием для обвинения двух упомянутых нами
алхимиков. Более того, любая смелая мысль могла вызвать негодование церковных властей:
например, глава францисканского ордена обвинял Роджера Бэкона в том, что он учил
«подозрительным новшествам». А это действительно был исключительно пророческий ум: задолго до
Леонардо да Винчи он писал о возможности создания летающих машин, самодвижущихся повозок и
подводных лодок[68].
Было бы произволом отрицать такие факты. Вместе с тем необходимо учитывать политический
фон, на котором разворачивались подобного рода процессы, а также то, что они оставались
единичными случаями в сравнении со значительно большим количеством алхимиков, которых в
Средние века не тревожили церковные власти по какому бы то ни было поводу.
Что же касается замечательных исследований Роджера Бэкона по оптике, заметим, что вопреки
расхожим представлениям средневековые ученые обладали в этой области достаточно точными
знаниями. Вот почему в XIII веке алхимики, а не один только Роджер Бэкон, могли иметь весьма
совершенные зеркала. Однако, так же как и в случае наблюдения за трансформациями, которые
претерпевала первичная материя в ходе Великого минерального Делания, отнюдь не существовало
непреодолимой грани между позитивными наблюдениями и тем, что мы сейчас отнесли бы к
оккультной сфере. Об этом можно судить по отрывку из «Романа о росе» адепта Жана де Мена.
«Зеркала, продолжает Природа обладают многими курьезными свойствами. Когда смотришь в них,
могут показаться отдаленными и маленькими предметы, в действительности большие и
расположенные вблизи, так что с трудом можно различать их, даже напряженно всматриваясь, будь
то хоть самые высокие горы, как те, что отделяют Францию от Испании.
Другие же зеркала показывают, когда смотришь в них, предметы в точных пропорциях.
Есть и такие, которые, будучи направленными на предмет, способны зажигать его, поскольку они
собирают в одной точке солнечные лучи с заключенным в них жаром.
Еще один тип зеркал показывает, в зависимости от того, как их установить, различные изображения
то правдиво, то представляет их продолговатыми или перевернутыми, а то и делает из одного
предмета несколько; при соответствующей их форме они могут показывать четыре глаза на одном
лице; смотрящему в них могут даже являться привидения; живых они могут показывать как через
воду, так и через воздух при различных углах зрения можно видеть, как они играют между глазом и
зеркалом, в соответствии с характером простой или сложной среды, на тысячу ладов меняя свою
форму, обманывая глаза смотрящего».
Паломничество в Сантьего-де-Компостела
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|