|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 91
ПЕРЕД ЛИЦОМ ЦЕРКВИ
Легенды и реальность
Романтическое представление о католической церкви делает из нее и это зловещее видение с
готовностью укрепляется, поддерживается и развивается в массовом сознании -учреждение,
беспощадно преследовавшее алхимиков и всех тех, кто имел несчастье в ту мрачную средневековую
эпоху зарекомендовать себя смелым новатором.
В действительности же если труды историков и подводят к мысли о том, что Средние века не знали
нашего современного идеала свободы совести и что в определенные периоды этой эпохи встречались
проявления крайней нетерпимости, то и наш век все же не может, увы, похвастаться лестным для себя
сравнением с теми временами. Не будем настаивать на таком сравнении!
Давно уже было замечено, что в Средние века имело место сосуществование (которое может
показаться странным) страшных проявлений догматической нетерпимости с такой свободой
выражения мысли, как письменно, так и устно, которая может показаться маловероятной. Однако
стоит лишь обратиться к хорошему учебнику по истории средневековой философии[66], как станут
очевидными многообразие и даже большая смелость мнений, которые свободно выражали и
отстаивали ученые-схоласты. И это происходило в университетах, отличавшихся строгой
организацией и жестким контролем.
Но как же обстояло дело со средневековыми алхимиками? Мы не знаем ни одной церковной или
папской анафемы, ни одного распоряжения, касающегося специально их; более того, эти «сыны
Гермеса» были весьма многочисленны среди как духовенства, жившего и действовавшего в миру, так
и монашества.
Попытки изготовления искусственного золота не представляли собой чего-то недозволенного даже
для теологов, ибо сам святой Фома Аквинский придерживался мнения, что следует считать
приемлемым золото, искусственно полученное алхимиками[67].
Что же касается стремления открыть, ставя в лаборатории опыты, таинственные законы,
управляющие всеми явлениями материального мира и жизни, то это считалось вполне допустимым
для теолога. Святой Фома Аквинский, ученик святого Альберта Великого и сам алхимик, пришел в
своей «Сумме теологии» к заключению: «Тела нижнего мира управляются Богом посредством
небесных тел».
В Средние века никогда не было кафедр, специально посвященных алхимии, она всегда оставалась
деятельностью, оттесненной на периферию официального научного знания. Вместе с тем можно было
видеть, как в XIII веке студенты и профессора знаменитой медицинской академии в Монпелье
совершенно открыто обменивались мнениями и результатами изысканий в области алхимии, которым
они предавались помимо своих официальных занятий.
Вопреки расхожему мнению, также порожденному романтическим взглядом, средневековый
алхимик отнюдь не являлся за исключением совершенно особых случаев колдовства безрассудно и
злобно бунтующим против церкви, или воинствующим вольнодумцем. Напротив, это был
благочестивый, глубоко верующий человек, усердно предававшийся молитвам и духовным
упражнениям. Адептами проводилась аналогия между страстями Христовыми и этапами Великого
Делания, последовательными трансформациями философского камня, которая стала, например, темой
латинской поэмы «Margarita preciosa («Драгоценный перл») монаха Петра Бона из Феррары (XIV век)
и которая для алхимиков-адептов отнюдь не была пустым словом.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|