|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 90
социальном плане) Ренессанса. Некоторые из этих финансистов, выходцы не из дворянства, а из
буржуазии, известны также и как убежденные алхимики. Многие из этих людей оставили после себя
обширные и роскошные особняки, великолепные образцы того, что современный алхимик,
скрывшийся под псевдонимом Фульканелли, назвал «философскими обителями»: отделка этих домов,
обнаруживающая свою связь с герметизмом, не оставляет ни малейшего сомнения относительно
увлечения их строителей. Мы еще вернемся к этим «философским обителям», когда речь пойдет о
взаимосвязи средневекового искусства и алхимии.
Жак Кер в свое время занимал то место в обществе, которое сейчас отводится воротилам
финансового мира. Он сумел практически полностью монополизировать товарообмен (поставка
оружия в обмен на пряности) между Францией и мусульманскими странами. Целый флот под его
флагом бороздил воды Средиземного моря. Он владел серебряными рудниками в Пампайи (в
современном департаменте Рона). В разных концах королевства ему принадлежали выплавка металла
и мануфактуры. Его банк, становившийся все более значительным и влиятельным, давал деньги в
долг наиболее могущественным особам, включая и самого короля.
В 1453 году, когда строительство роскошного дворца Жака Кера (начато в 1442 году) уже
подходило к концу, раздался гром среди ясного неба: король неожиданно отказал ему в своем доверии
и отдал его под суд. Официально объявленные причины ареста (главная из которых обвинение в
крупномасштабном расхищении государственной казны), видимо, лишь вуалируют темные
политические интриги, которые плелись против Жака Кера его врагами. Он отправился в изгнание в
Рим и был радушно принят папой Николаем V, личным другом которого он являлся. Преемник
римского понтифика, папа Каликст III, также оказывал ему свое полное доверие, послав его в апреле
1456 года в Эгейское море на помощь грекам в борьбе против турок. Едва прибыв на остров Хиос, он
заболел и умер; его похоронили там же, на хорах церкви Кордельеров. Однако, как и в случаях с
другими знаменитыми представителями средневековой алхимии, народное предание отрицает его
смерть, приписывая ему телесное бессмертие.
Впрочем, мы не должны столь легко и быстро поверить в то, что упомянутые финансисты обязаны
своим огромным и более или менее давно приобретенным[65]-богатством непременно обладанию
философским камнем] Скорее можно сказать, что их торговой и финансовой деятельности вполне
было достаточно для того, чтобы нашло объяснение возникновение их богатства, тем более что они
уже были очень богаты к началу алхимических занятий. Впрочем, одного этого простого факта
существования очень богатых людей, интересующихся алхимией и даже одержимых ею, было бы
достаточно для того, чтобы мы освободились от расхожего представления об алхимии, которое всегда
ассоциируется с лихорадочными поисками способа быстрого обогащения (что справедливо лишь в
отношении вульгарных делателей золота). Хорошо известно, что Жак Кер был обязан своим
благосостоянием (которое делало его самым богатым человеком королевства) тому, что он сумел
монополизировать необычайно выгодную торговлю между Францией и прочими странами
Средиземноморья. Точно так же весьма прозаическими финансовыми причинами объясняется
богатство банкирского дома Лальманов, как и министра Людовика XI, Жана Бурре, который построил
в Анжу великолепный замок Плесси-Бурре, о чем еще пойдет у нас речь.
Правда лишь то, что все эти выдающиеся финансисты (Жак Кер, семейство Лальманов и Жан
Бурре) были людьми, страстно увлеченными алхимическими изысканиями.
А теперь мы подошли к необходимости выяснения очень важного вопроса: какова была в Средние
века подлинная природа взаимоотношений между христианскими алхимиками и католической
церковью?
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|