|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 83
своими собратьями по вере. Фламель в связи с обнаружением книги отметил: «Она могла быть изъята
у какого-нибудь несчастного еврея или же найдена в месте его прежнего проживания.»
Во времена Фламеля, увы, уже осталась далеко в прошлом терпимость, с которой относились к
евреям в христианских странах в начальный период Средних веков. Неоднократно издававшимися
королевскими эдиктами, в частности, Людовика Святого и Филиппа Красивого, все евреи, которые
отказывались обратиться в христианство, подлежали изгнанию за пределы Французского королевства.
«Книга Авраама Еврея» включала в себя, помимо текста (в котором французское письмо
перемежалось буквами, по поводу коих Фламель заметил: «Мне не удалось разобрать их», и вполне
возможно, что это были буквы еврейского алфавита), представлявшего собой, вероятно, французскую
версию еврейского оригинала, ряд символических изображений. Но дадим опять слово самому
Фламелю:
«Эта книга содержала три раздела по семь листов. На каждом седьмом листе не было текста. На
первом из этих семи листов можно было видеть жезл, вокруг которого обвились две змеи [иначе
говоря, был изображен кадуцей, хорошо известный врачебный символ]. На другом из них изображен
распятый на кресте змей. На третьем же из семи листов были пустынные пейзажи, где среди песков
виднелись прекрасные источники, из которых вылезали и расползались во все стороны змеи. На
третьей и последующих страницах. автор открывает секрет трансмутации металлов. Тут же были
нарисованы сосуды [реторты и тигли, используемые для осуществления операций, ведущих к успеху
Великого минерального Делания], указано, чередование каких цветов можно наблюдать, а также
прочие подробности, однако не упоминался первый агент. Автор изобразил его с большим искусством
на всей поверхности четвертого и пятого листов. И хотя этот рисунок был отчетлив и понятен, тем не
менее никто не смог бы разгадать его значение, не зная в совершенстве традиции. На четвертой
странице среди прочего был изображен молодой человек с крылышками на пятках, державший в руке
жезл с обвивающими его двумя змеями, коим он касался своего шлема [можно было узнать Меркурия
со своим кадуцеем].
Напротив него был нарисован летящий на распростертых крыльях мощный старик с песочными
часами на голове и косой в руках, как у смерти. [Это Сатурн, бог времени].
На другой странице четвертого листа был нарисован прекрасный цветок, который рос на вершине
высокой горы, сгибаемый жестокими порывами северного ветра. У цветка были голубой стебель,
белые и красные бутоны и сверкающие, как чистое золото, листья. Вокруг него располагались
драконы и грифоны, приходящие с севера.
На пятом листе был нарисован распустившийся розовый куст, растущий посреди прекрасного сада
под защитой дуплистого дуба [символа алхимической печи]. Из-под его корней брал начало
прозрачный источник, впадавший вдалеке в пропасть. На обороте пятого листа был изображен царь,
вооруженный большим кинжалом и приказывающий своим солдатам убивать множество младенцев
[евангельский эпизод «избиения младенцев»]. кровь которых другие солдаты собирали в большой
сосуд, в котором намеревались искупаться Солнце и Луна»[61].
Фламель, не раздумывая, тут же рассказал Пернелле о своем чудесном открытии, и его спутница
жизни тоже загорелась надеждой преуспеть в осуществлении Великого Делания.
В надежде найти ключ к разгадке таинственного произведения Николя Фламель показывал с
точностью воспроизведенные рисунки из него многим своим знакомым, которые, как было ему
известно, интересовались герметическими изысканиями (например, лиценциату медицины мэтру
Ансельму). Но все напрасно: на протяжении двадцати одного года Николя Фламель безрезультатно
проделывал всякого рода алхимические опыты. «Поскольку, говорит он, в ходе моих работ мне
никогда не удавалось заметить знаки, которые, согласно книге, должны появляться спустя
определенное время, я начинал свои опыты снова и снова. Наконец. я дал обет Богу и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|