|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 76
простолюдинам возможность подняться по социальной лестнице, преуспеть в жизни, что для
большинства из них было бы невозможно иным способом.
Второй социальный класс в государствах Западной Европы составляло дворянство,
соответствовавшее индийской касте воинов. Его традиционной ролью было обеспечение обороны
королевства, формирование военных отрядов на случай вооруженного конфликта; рыцарство не
ограничивалось простым соблюдением кодекса чести оно было (и это прежде всего) элитной
кавалерией. Сформировалось также, в частности, во Франции, так называемое дворянство мантии
государственные служащие, передававшие по наследству свои должности.
Третьим социальным классом в средневековых западноевропейских королевствах были те, кого во
Франции именовали третьим сословием, то есть люди простого происхождения, простолюдины. Сюда
относились буржуазия, ремесленники и наиболее многочисленная категория в тогдашних
королевствах христианского мира, на долю которой приходилась большая часть населения, крестьяне.
Лично зависимые крестьяне, составлявшие в начальный период феодальной эпохи большую часть
населения, со временем стали меньшинством по сравнению с массой по закону лично свободных
крестьян.
На периферии этих трех больших социальных категорий населения находились так называемые
маргинальные элементы, в то время значительно более многочисленные, чем в современных
индустриально развитых странах Запада. Эти деклассированные элементы представляли собой
переменчивую массу, то безобидную, то весьма опасную в зависимости от ситуации. Нищие и
бродяги были в изобилии, существовала даже среда (если употребить привычный термин),
поддерживавшая свои специфические традиции. Однако свирепые «репрессии» (без суда и следствия
вешали за кражу даже ничтожной суммы), направленные на борьбу с преступностью, оказывались в
общем и целом неэффективными.
Алхимиков можно было встретить во всех вышеперечисленных социальных категориях
средневекового общества, с самого верха до самого низа социальной лестницы. В среде духовенства
встречались даже аббаты, прелаты высокого ранга, культивировавшие искусство Гермеса Трижды
Величайшего. Более того, согласно преданию, первым великим алхимиком на христианском Западе
был Герберт, монах из Орильяка, в юности учившийся у арабов в Испании, а впоследствии ставший
папой римским под именем Сильвестр II (умер в 1003 году). Однако значительно больше
средневековых алхимиков рекрутировалось не из числа церковных сановников, а из рядового
духовенства, а кроме того, по всей видимости, среди монахов их было больше, чем в среде белого
духовенства[48]. Во многих монастырях были кельи, оборудованные как алхимические лаборатории и
молельни одновременно.
И среди высшей знати нередко встречались «делатели», были даже правители, пробовавшие себя в
проведении лабораторных работ.
Из числа алхимиков выходцев из высших слоев общества назовем в качестве характерного примера
итальянца Бернара Тревизана (1406-1499), маркграфа Тревизанского, выходца из старинного знатного
семейства в Павии. По прошествии многих и многих лет тщетных поисков он тем не менее не
отчаялся и в 1483 году, будучи уже в преклонном возрасте семидесятисемилетним стариком, узнал,
наконец, решающий секрет, позволивший ему успешно реализовать Великое Делание.
Из числа представителей крупной французской буржуазии, предававшихся деланию, назовем Жана
де ла Фонтена (1381), который в 1441 году занял ответственную должность эшевена в своем родном
городе Валансьене.
Среди алхимиков выходцев из простого сословия в поздний период Средних веков наиболее
известным, несомненно, был знаменитый Николя Фламель; поскольку его жизнь во многих
отношениях могла служить историческим примером, мы еще вернемся к рассмотрению этапов его
карьеры.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|