|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 72
Другой метод, к которому мог прибегнуть адепт, состоял в том, чтобы подвергнуть свое тело
воздействию животворных лучей, исходящих от Божественного Огня, появляющегося благодаря
магическим манипуляциям в тигле.
Мы хотели бы привести здесь (сохраняя, однако, надлежащую сдержанность) в порядке некоего
курьеза, своего рода опыта «ретроспективной научной фантастики», захватывающую гипотезу Жака
Бержье, согласно которой алхимики знали способ вызывать гигантский поток радиоактивности, умея
при этом использовать его благотворным образом для своего организма.
Очевидно, что для историка было бы непростительным легкомыслием пытаться найти разумные
объяснения этих баснословных преданий об алхимическом бессмертии!
АЛХИМИКИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ
Как становились алхимиками?
Прежде чем задаться вопросом о месте алхимиков в средневековом обществе, историк должен
ответить на другой вопрос, а именно: как можно было в те времена стать алхимиком? Надо ли было
для этого вести вполне нормальную жизнь, или же требовалось пройти более извилистый жизненный
путь? Сразу же следует отметить одно важное обстоятельство: кто бы ни вздумал в один прекрасный
день заняться алхимией и для этого позаботился обзавестись соответствующими манускриптами
(напоминаем, что книгопечатание тогда еще не было изобретено), оборудовал себе лабораторию и
даже приступил к практическому экспериментированию, у него не было ни малейшего шанса
преуспеть в Великом Делании, если ему не посчастливилось встретить учителя, который открыл бы
ему необходимые секреты. Сколь бы полные сведения ни содержал трактат (и даже если в нем не
было ловушек, специально расставленных для праздно любопытствующих), всегда существовал
некий камень преткновения для самоучки или неофита, руководствовавшегося указаниями
недостаточно квалифицированных людей.
«В единстве сила», гласит известная мудрость. Отсюда проистекало вполне понятное желание
многих алхимиков (или более-менее удачливых претендентов на сие особое звание) собираться
вместе, советоваться друг с другом по практическим проблемам, сравнивать свои эксперименты и
полученные в ходе них результаты.
В Париже XIV и XV веков были два места встречи, где делатели (постоянно жившие в столице
Французского королевства и прибывшие туда из разных провинций или даже дальних стран) всегда
могли установить контакты с подобными себе. Одним из этих мест встречи был портал церкви Сен-
Жак-ла-Бушри,[40]отправная точка для парижан, направлявшихся паломниками в Сантьего-де-
Компостела, а другим фасад собора Нотр-Дам-де-Пари с его тремя порталами, украшенными
герметическими скульптурами.
Николя Фламель так рассказывает нам о своих отношениях с собратьями, с которыми ему не раз
доводилось сталкиваться в дискуссиях:
«Не проходило и дня, включая праздники и воскресенья, чтобы мы не собирались или в доме у
кого-нибудь (и очень часто у меня), или же у нашей великой Дамы, церкви, наиболее часто
посещаемой из всех парижских храмов, дабы поговорить о трудах [алхимических занятиях], коим
предавались в предшествующие дни».
Иногда алхимики даже решали объединить свои усилия, совместно трудиться на пути методичного
продвижения к успеху Великого Делания. Наиболее примечательный случай и, по правде говоря,
исключительный, когда три сотоварища совместно пришли к цели,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|