|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 70
опасно для организма, поскольку привело бы к покрытию слоем золота стенок пищевода и желудка!
Для получения знаменитого питьевого золота требовалось найти такой способ растворения
драгоценного металла, чтобы придать ему форму, пригодную для усвоения организмом. Попутно
заметим, что использование золота в медицинских целях отнюдь не может рассматриваться как идея,
абсурдная в терапевтическом плане: разве не применяются соли золота при лечении, например,
туберкулеза? Стало быть, нет ничего фантастического в предположении, что алхимики тут и там
могли добиваться положительных медицинских результатов. К сожалению, точные данные об
успешном лечении алхимическими средствами, встречающиеся в герметической литературе,
относятся лишь к XVI веку.
Помимо собственно эликсира, жидкой формы философского камня, алхимики использовали также
и другие (менее примечательные) препараты на основе серы, ртути, сурьмы[38]и т. д. для лечения
некоторых болезней. Они охотно применяли также (что, впрочем, являлось распространенной
практикой в Средние века) и препараты на растительной и животной основе. Были в ходу также и
вещества, кажущиеся нам странными, но получившие тем не менее широкое распространение в
медицине и долго остававшиеся в употреблении. Так, например, алхимики использовали порошок,
который получил название муми и изготовлялся (что следует из самого названия) на основе золы
египетских мумий; он был большой редкостью, и ему приписывались чудодейственные свойства.
Очевидно, можно предполагать, что, помимо исцеления в результате реального воздействия
принимавшихся препаратов, некоторые случаи улучшения самочувствия больного объяснялись
простым психологическим воздействием: сам по себе факт, что лечит такой-то алхимик, которого
молва наделила удивительными способностями, мог, очевидно, творить чудеса. И до сих пор
признается возможность психологического воздействия на больного, верящего в целебные
способности лечащего врача.
Относительно лечебных свойств питьевого золота в «Двенадцати ключах» Василия Валентина
говорится следующее:
«Кто бы ни испил из этого золотого источника, всяк ощущает обновление своей природы,
истребление болезни, подкрепление крови, приток новых сил к сердцу и совершенное здоровье во
всех частях тела как внутри, так и снаружи. Действительно, он отворяет поры, через которые
изгоняется болезнь, и на ее место с миром водворяется здоровье»[39].
Если мы правильно понимаем процитированный отрывок, то питьевое золото алхимиков вызывало
ускоренное выведение из организма дурных соков, которые, засоряя тело, порождают болезни и
старение организма. Разве недостойно сожаления, что для рассматриваемого нами периода
отсутствуют определенные свидетельства, касающиеся результатов лечебной деятельности
алхимиков? Сравнения же, сколь бы заманчивы они ни были, с современными методами представляли
бы собой чистой воды авантюру.
В тех же самых «Двенадцати ключах» таинственный Василий Валентин дает следующее указание
относительно лечения:
«Никакая кислота не может быть полезна для борьбы с внутренними болезнями, поскольку она,
проникая, жестоко разрушает организм и тем самым порождает новые болезни. Наш же источник без
яда, хотя и должен яд изгоняться ядом».
Велик соблазн усмотреть в последней фразе предвосхищение базового принципа гомеопатии. В
этой связи было уместно напомнить (хотя тем самым мы и вышли бы за рамки, которые сами для себя
определили), что непосредственные истоки гомеопатии следует искать у знаменитого Парацельса.
В своем манускрипте, озаглавленном «Настольная книга», Николя Фламель рассказывает о
чудесных свойствах философского камня с лечебной точки зрения:
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|