|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 68
статей). Его «Канон», переведенный на латинский язык в XII веке, на протяжении нескольких
столетий служил базовым учебником для студентов, изучавших медицину в университетах Западной
Европы. Словно бы по иронии судьбы, другой знаменитый врач-алхимик, Парацельс, в начале XVI
века устроит в знак публичного протеста против университетской рутины, которую он собирался
нарушить, сожжение «Канона» Авиценны в присутствии студентов Базельского университета,
предваряя курс своих лекций подобного рода шумным скандалом. Однако вовсе не следовало бы
рассматривать Авиценну ведь даже самые новаторские труды превращаются в нечто косное, когда
пытаются сделать из них непререкаемую университетскую догму, как своего рода «ископаемое». Как
в области алхимии, так и медицины (две сферы деятельности, остававшиеся для него неразрывно
связанными) Авиценна был наиболее славным представителем средневекового мусульманского мира.
Арнольд из Виллановы
Арнольд из Виллановы[34](1240-1311) сочетал в своей врачебной карьере многочисленные поездки
(в Испанию, Италию и Северную Африку) с весьма успешной преподавательской деятельностью в
университете: он даже стал большая честь! -ректором университета города Монпелье, особенно
знаменитого своим медицинским факультетом. Малоизученным фактом биографии Арнольда
остается его политическая деятельность: король Иаков II Каталонский[35]направлял его в качестве
чрезвычайного посла к королю Франции Филиппу Красивому. Именно в ходе этой миссии у пего
возникли трения с церковными властями: Сорбонна (так назывался в то время теологический
факультет Парижского университета) приговорила его сочинения к публичному сожжению руками
палача. Однако причиной для этого конфликта послужила отнюдь не алхимия, а обвинения в занятиях
магией и высказываниях философских мнений, которые церковь считала не только еретическими, но
даже и опасными для массы простого народа (например, утверждение о неизменном и абсолютном
характере астрологического детерминизма, которому зачастую бывают подчинены действия людей).
Только протекция со стороны папы римского Бонифация VIII, а затем Климента V не дала ему
познать пренеприятной участи, постигшей Роджера Бэкона, который провел много лет в тюрьме.
Арнольд будто бы в присутствии папы Бонифация VIII осуществил при помощи порошка проекции
трансмутацию в золото свинцового бруска.
Именно Арнольд из Виллановы был в Монпелье учителем знаменитого Раймонда Луллия,
которому он сообщил секрет осуществления трансмутаций. Большую роль в традиционной алхимии
играла эта передача секретов от учителя к ученику.
Далеко не все врачи-алхимики в Средние века являлись личностями, способными сравниться по
своему положению и престижу (в пределах западного христианского мира) с Арнольдом из
Виллановы. Можно было бы выстроить целый ряд практикующих врачей-алхимиков (довольно
зажиточных, менее обеспеченных и даже нуждавшихся), а на периферии собственно медицины
многочисленных «эмпириков», широко распространенных в Средние века по причине того, что не
существовало, если не принимать во внимание тех, кто стремился сделать карьеру университетского
преподавателя, действенных законов и предписаний, способных пресечь то, что мы называем
незаконным занятием медицинской практикой.
Но как бы то ни было, считалось, что успешное осуществление алхимиком Великого Делания
превращало его в адепта и придавало ему независимо от того, являлся ли он профессиональным
врачом, сверхъестественные способности целителя. Но каковы же были эти блестящие лечебные
свойства, которые традиция приписывала философскому камню, Камню Мудрых?
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|