|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 57
заблуждением пытаться рассматривать этих людей как своего рода предшественников современных
вольнодумцев.
Приведем три весьма характерных в этом отношении текста. Первый принадлежит
мусульманскому алхимику Геберу, который утверждал, что нечестивец не может достичь
герметического триумфа:
«А вы, сыны беззакония, лелеющие дурные намерения, держитесь подальше от этой науки, ибо она
ваш враг и ваша погибель, кою она всенепременно навлечет на вас, поскольку Божественное
провидение никогда не позволит, чтобы вы пользовались этим Божьим даром, сокрытым от вас и
запретным для вас». Второй текст мы опять берем из второй части «Романа о росе»:
«.... И тогда вы пойдете на дивное поле, следуя по стопам вечно живого Агнца, дабы испить из
источника, который подарит вам бессмертие, и потому вы пойдете с радостью, на ходу беспрестанно
распевая мотеты и песенки, под оливами и среди цветов».
И, наконец, следующий отрывок из «Зеркала алхимии» Арнольда из Виллановы:
«Знай же, мой дорогой сын [учитель обращается к своему ученику], что наука эта есть не что иное,
как совершенное Божественное вдохновение».
Таким образом, традиционная алхимия была Божественной мудростью и имела цель обеспечить
своим избранным счастливую возможность прийти к открытию фундаментальных законов Творения,
коим подвластны, коими управляются все сферы реального мира, включая сюда и законы, по которым
живут три царства природы.
Аскеза ради озарения
Средневековый алхимик был подчинен суровой дисциплине, распространявшейся как на
неустанное проведение операций но Великому Деланию в лаборатории, так и на духовные
упражнения и молитвы, коим он предавался столь же усердно. Невозможно было провести четкую
разделительную грань между этими двумя параллельными сферами разве долгие бдения алхимика в
лаборатории не являлись своего рода духовной аскезой[16]? Это сходство еще более усиливалось тем,
что лабораторные труды сопровождались если и не постом, то по крайней мере значительным
сокращением питания в решающие периоды Великого Делания, когда требовалось быть особенно
внимательным, не спуская глаз с печи и реторты.
В качестве духовных упражнений отметим прежде всего молитвы и молитвенные обращения
(средневековая алхимическая литература сохранила их великое множество) -будь то перед алтарем,
установленным в молельно, будь то прямо в лаборатории, перед атанором или тиглем.
Однако алхимики практиковали и другие ритуалы. Были найдены ритуальные статуэтки и
подсвечники, создатели которых ориентировались на символизм супружеской пары (Солнце и Луна,
мужское и женское начала).
Есть также основания полагать, что в определенных случаях (в своей работе мы лишь коснемся
одного из них проблемы тайных алхимических обществ) носили символическую одежду, например,
можно заметить смену цветов одежды юной девы и следование одной фазы за другой в серии
знаменитых ковров с изображением Дамы и Единорога[17].
Не идет ли здесь речь о ритуальных одеждах, характерных для одного из герметических братств?
Позволим себе сделать такое предположение.
Подобного рода проблему представляют собой также сны и сновидения, столь многочисленные в
алхимической литературе, которые уже упоминались нами.
Эти великолепные алхимические сны и сновидения можно подразделить на две категории. К
первой относятся пересказы галлюцинационных видений, в
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|