|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 56
Констанцский собор. Этот манускрипт, проиллюстрированный миниатюрами в типичном для XV века
стиле, характерен тем, что в нем воплотилось желание соединить секреты алхимии с церковными
догмами.
Алхимики проводили параллель между минеральной триадой: Сера Меркурий Соль и классической
в теологии апостола Павла троицей: тело душа дух, равно как и с тремя лицами Святой Троицы.
Вот весьма показательный пассаж из трактата «Книга Света», анонимного, иногда приписываемого
Арнольду из Виллановы: «. Сын человеческий должен вознестись с земли на небо и подняться на
крест аламбика. Камень должен быть заключен в сосуде как Христос в могиле». Символическая
смерть, за которой следует воскресение, непременно присутствует во всех текстах, оставленных
алхимиками Средних веков.
Но приведем еще один отрывок, на сей раз из завершающей части «Аллегории Мерлина»:
«Когда же захотели увидеть его [короля] чудеса, поместили в сосуд одну унцию хорошо промытой
ртути и бросили на ее поверхность почти такое же количество зерен проса, ногтей, волос и крови
короля, а затем постепенно раздули жар углей, после чего получили хорошо известный тебе
камень».
Всегда следует связывать операции, производимые в лаборатории, которые должны привести
алхимика к трансмутации металлов, с бдением в молельно (с духовными упражнениями,
призванными поднять психическое сознание делателя на более высокий уровень, на котором он
испытает озарение, способное открыть ему различные секреты человека и природы) это
представляется нам главным ключом, ппозволяющим понять, чем же в действительности является
традиционная алхимия. И в этом же, повторяем, заключается большая проблема дешифровки,
поскольку современные историки, привыкшие оперировать конкретными фактами, испытывают
серьезные затруднения, не умея подняться до двойного прочтения текстов (равно как и
изобразительных документов, инспирированных средневековой алхимической традицией). Приведем
еще два характерных в этом отношении текста.
Один Арнольда из Виллановы:
«При подобном распятии солнца (золота) будет не видать более луны (серебра); занавес храма
разорвется, и будет великое трясение земли. Тогда самое время применить большой огонь, и видно
будет поднятие духа, по поводу коего обманулся весь мир».
Отмечая прямую аллюзию на евангельское повествование о Распятии, вместе с тем следует
отдавать себе отчет в том, какую возможность всегда заключает в себе текст подобного рода, а
именуо возможность двойного прочтения: описание одной из фаз (завершающей в данном отрывке)
Великого минерального Делания и параллельно с этим внутренних, психических феноменов.
Второй текст мы взяли из трактата «Аллегория о Святой Троице и философском камне», авторство
которого приписывается таинственному монаху-алхимику Василию Валентину:
«Итак, золото безупречно, постоянно, славно и способно выдерживать любые испытания, но оно
умирает, из-за своих братьев и сестер, несовершенных и больных [«простых» металлов], а вскоре
затем, восстав во славе, он освобождает и окрашивает их для вечной жизни; он приводит их в
совершенное состояние чистого золота».
Алхимическая духовность
Нет ничего удивительного в том, что средневековые алхимики проявляли не только поразительное
упорство в трудах, коим они предавались в своих лабораториях, но и благочестие, совершенно
искреннее, осознанное и даже пылкое. Было бы большим
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|