|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 48
параллели, и к двум последовательным этапам психических метаморфоз, внутренних видений,
переживавшихся алхимиком в процессе духовных упражнений, составлявших его духовную аскезу.
Орел использовался для обозначения перехода ОТ фиксированного к летучему состоянию, и как
символ, прилагавшийся к духовной фазе вознесения к вышним сферам, совершавшийся озаренным
сознанием, туда, где можно слышать гармонию сфер и где душа, наконец, обретает способность
созерцать Божественный Свет во всем его сиянии и блеске. Мифологическая традиция (которую
современные зоологи считают ложной, но сколь прекрасен признаем его! подобного рода символизм)
приписывает способность смотреть прямо на солнце, не подвергаясь опасности ослепнуть. Сделаться
способным смотреть прямо на солнце не правда ли великолепный символ Божественного озарения?
Имеются даже алхимические трактаты, целиком состоящие из символических изображений, как,
например (наиболее известный случай, сразу же приходящий на ум), знаменитые «Фигуры Авраама
Еврея», которые описал в свое время Николя Фламель.
Алхимическая литература весьма богата символическими образами. В ней мы встречаем описания
великолепных садов, которые символизируют то блуждания алхимика, пока он, наконец, не откроет
подлинный секрет, то, напротив, место, где он, освободившись от мира профанов, обретает предметы
своих поисков.
В этой связи стоит обратиться к удивительному и знаменитому произведению, появившемуся уже
при Людовике XIV, но тем не менее содержащему сведения о том, как осуществлялась передача в
более поздние времена целого комплекса секретов, коими владели алхимики периода Средних веков.
В 1677 году в Ла-Рошели была опубликована весьма странная книга, озаглавленная «Mutus Liber, in
quo tamen tota Philosophia hermetica figuris hieroglyphicis depingitur («Немая книга, в которой, однако,
описывается иероглифическими фигурами вся герметическая философия»).
Весьма подходящее название, поскольку, помимо самого названия и нескольких коротких
замечаний на двух последних иллюстрациях, здесь и впрямь речь идет о «Книге в рисунках без слов»,
не содержащей каких-либо примечаний и пояснений на словах.
Кто же является автором этого необыкновенного произведения? Им был французский алхимик
Сула, господин де Марен, пожелавший укрыться под псевдонимом Альтус.
«Немая книга» пользуется устойчивой репутацией (в том числе и у традиционных алхимиков
наших дней) произведения, действительно содержащего все практические секреты, знание которых
позволяет «сынам Гермеса» успешно осуществить герметическое Великое Делание.
Мы могли бы на это возразить, что есть только один способ проверить правильность сего мнения
преуспеть в свершении Великого Делания и получить философский камень! Однако до сих пор этого
не сумел сделать никто (а их число постоянно возрастает) из проявляющих интерес к старинной
алхимии, ее истории и совершенным ею открытиям. И тем не менее мы полагаем, что приведенное
выше традиционное мнение вполне оправданно каким бы ни было окончательное суждение историка
о возможности осуществления тайных алхимических операций. В упомянутой «Немой книге»
действительно изложены посредством символических фигур все эти секреты до их мельчайших
подробностей.
С учетом этого было бы небесполезно попытаться собрать здесь различные
традиционные интерпретации «Немой книги».
Для того чтобы надлежащим образом интерпретировать интригующие иллюстрации «Немой
книги» (впрочем, как и другие герметические рисунки и гравюры), прежде всего необходимо
освободиться от присущих нам современных, научных и логических представлений о реальности,
заложенных в нас с самого детства.
Заблуждением, которого нельзя допустить, было бы рассматривать эти изображения как эквивалент
(примитивный, но конкретный и потому особенно привлекательный) современного учебника по
химии. В таком случае все «чтение» этих изображений не
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|