|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 37
Алхимиков рассматривали и в качестве предшественников тех, кто в более поздние времена
предпринимал попытки искусственно создать живое существо: имеется в виду проблема гомункула
(по-латыни homunculus, что в буквальном переводе означает «человечек»), маленького существа,
искусственно созданного из человеческого семени. Однако мы упоминаем об этом лишь в порядке
отступления, поскольку средневековые тексты, по крайней мере насколько нам известно, не содержат
никаких сведений на сей счет: первым заговорил о гомункуле Парацельс, знаменитый врач-алхимик
эпохи Ренессанса. Кроме того, уместно задаться вопросом: не имела ли целью расхожая
интерпретация этих свидетельств сокрытие символического смысла алхимических текстов?
Действительно, традиционный средневековый алхимик для приготовления первичной материи
Великого Делания обычно использовал минеральную субстанцию. Точнее говоря, он работал с
составом, представлявшим собой смесь из двух начал (положительного и отрицательного, мужского и
женского), различные комбинации которых, в разнообразных пропорциях, как полагали, приводили в
природе к зарождению различных металлов. Отсюда проистекала непоколебимая вера средневековых
алхимиков в возможность осуществления трансформации одного металла в другой. Перечитаем
вторую часть «Романа о росе», произведение Жана де Мена:
«. Кто сумел бы разумно использовать алхимию, тот творил бы чудеса, ибо какие бы вещества ни
использовались для приготовления алхимических смесей, они, в силу своей изменчивой природы, под
воздействием переработки способны совершенно меняться и переходить в иные категории».
Металлы, сложные вещества
Золото в царстве алхимии представляло собой вершину металлического совершенства, тогда как
прочие металлы считались несовершенными, «падшими», «больными», поскольку они олицетворяли
собой более стадии металлического состояния. Это дает ключ к пониманию слов мусульманского
адепта Гебера, который определил цель Великого минерального Делания следующей образной
фразой: «Принесите мне шесть прокаженных, чтобы я вылечил их». Каким образом? Путем
трансмутации.
Однако уточним, что главной отправной точкой минеральной алхимии служила сложная природа
всех металлов, индивидуальность которых проистекала из различных комбинаций двух начал. Эти
начала, мужское и женское, назывались, соответственно, серой и ртутью (Меркурием). Сера (sulphur)
соответствовала огненному началу металла, а ртуть тому, что есть в нем летучего, равно как и его, так
сказать, «металличности». Но играли свою роль и другие интерпретации. Приведем выдержку из
«Краткого курса совершенного магистерия» (иначе говоря, Великого Делания), трактата, авторство
которого приписывается Геберу:
«Солнце [золото] образовано из очень летучей ртути и некоторого количества очень чистой серы,
твердой и светлой с приятным красноватым оттенком, а поскольку сера не всегда имеет одинаковый
цвет, будучи то более, то менее окрашенной, и полученное от нее золото бывает то более, то менее
желтым.»
Хотя алхимикам была хорошо известна обычная сера, так же как и металл ртуть, нельзя считать
проблему интерпретации решенной, и в связи с этим нам представляется уместным сделать
уточнение, что алхимические Сера и Ртуть (Меркурий) пишутся с заглавной буквы, поскольку речь
идет не об одноименных химических веществах, но о двух началах, соединение которых совершается
в исходном материале Великого Делания.
Порой случается, что в своих алхимических трактатах адепты говорят об обычных сере и ртути,
которые открываются и нашим взорам, и это порождает догадку: а не сознательно
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|