|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 33
осуществлялась в специальном месте, известном только посвященным. Вот окончание «Зеленого
сна», блестящего трактата, сочиненного адептом Бернаром Тревизаном:
«В третьих апартаментах была комната, отделанная материей ярко-красного цвета на золотом фоне,
более красивой и роскошной, чем все прочие ткани, которые я только что видел.
Я осведомился, где хозяин и хозяйка дома. Мне сказали, что они скрыты в глубине этой комнаты.
Мне не довелось увидеть четвертые апартаменты, поскольку они располагались, должно быть, где-то
в другом месте, однако мне объяснили, что они состоят всего из одной комнаты, в которой нет иной
обстановки, кроме солнечных лучей, совершенно чистых и сконцентрированных на такой же
пурпурной ткани, какую я только что видел.»
Ту же тему трактует и другой, на сей раз более близкий к нашим дням, текст -знаменитый рассказ
Эдгара По «Маска Красной смерти». Эта Красная смерть символизирует не что иное, как то, что в
герметической традиции называется страхом или стражем порога. Но вот как устроены семь (число,
знаменательное в традиционной символике) залов, описанных рассказчиком:
«Комнаты располагались столь причудливым образом, что сразу была видна только одна из них.
Через каждые двадцать тридцать ярдов вас ожидал поворот, и за каждым поворотом вы обнаруживали
что-то новое. В каждой комнате, справа и слева, посреди стены находилось высокое узкое окно в
готическом стиле, выходившее на крытую галерею, которая повторяла зигзаги анфилады. Окна эти
были из цветного стекла, и цвет их гармонировал со всем убранством комнаты. Так, комната в
восточном конце галереи была обтянута голубым, и окна в ней были ярко-синие. Вторая комната
была убрана красным, и стекла здесь были пурпурные. В третьей комнате, зеленой, такими же были и
оконные стекла. В четвертой комнате драпировка и освещение были оранжевые, в пятой -белые, в
шестой фиолетовые. Седьмая комната была затянута черным бархатом: черные драпировки
спускались здесь с самого потолка и тяжелыми складками ниспадали на ковер из такого же черного
бархата. И только в этой комнате окна отличались цветом от обивки: они были ярко-багряные цвета
крови».[14]
Помимо вышеупомянутых герметических ритуалов, традиционная алхимия, видимо, включала в
себя и еще более секретную драму, разыгрываемую всего двумя персонажами алхимиком и его
спутницей жизни, вместе образующими божественную пару. На многочисленных герметических
гравюрах эпохи Ренессанса и XVII века можно видеть этих действующих лиц, каждое из которых
держит тот или иной ритуальный предмет. Именно в этом контексте, очевидно, следует
интерпретировать строки сонета «Эритрея» Жерара де Нерваля: «Возьми свой лук и облачись в корсет
из полированного золота». В этом сонете, очевидно, дается описание священной драмы, которая
разыгрывалась в присутствии лишь очень немногих избранных во время исполнения этих ритуалов.
Партнерша алхимика, жрица Солнца, начинавшая бой против затмения светила, должна была
вооружаться луком и стрелами (символизировавшими солнечные лучи, истинный духовный свет),
которые служили ей оружием обороны. Следует заметить, что на упомянутых нами алхимических
гравюрах лук служит очень древним лунным символом, чем и объясняется тот факт, что он всегда
является вооружением женщины.
Весьма многозначительным документом представляется и «Вершина адептов», любопытная
картина работы С. Михельспахера из книги «Cabala, Speculum Artis et Naturae inAlchymia («Кабала,
зеркало искусства и природы в алхимии»), вышедшей в 1654 году в Аугсбурге. На ней представлен
ряд мотивов, которые говорят сами за себя. В правом нижнем углу на гравюре изображен человек с
завязанными глазами это посвящаемый в тайны, находящийся на самой начальной стадии испытаний.
Главный центральный мотив представляет нам лестницу с семью ступеньками, каждая из которых
соответствует одной из операций Великого Делания: кальцинация (прокаливание), сублимация
(возгонка), растворение, гноение, дистилляция, коагуляция (сгущение), окрашивание. Лестница ведет
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|