|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 31
В трактате Николя Фламеля «Объяснение фигур» мы находим и это весьма показательный пример
следующий пассаж:
«Здесь я рисую для тебя два тела, одно мужское и другое женское, чтобы показать тебе, что в ходе
этой второй операции ты доподлинно, хотя еще и не в совершенстве, имеешь две соединенные и
сочетающиеся природы, мужскую и женскую, или, вернее говоря, четыре элемента, и что
естественные враги тепло и холод, сухость и влага начинают сближаться в любви одного к другому, и
при посредничестве мира мало-помалу улетучивается древняя вражда старинного хаоса».
Найти философский камень мог лишь человек, достигший состояния полного озарения, которое
всегда предполагает выполнение тонких, неуловимых операций, благодаря которым в самом адепте
происходит смерть «ветхого человека» и рождение внутреннего, духовно возрожденного человека.
Здесь можно было бы сослаться на многочисленные тексты, в которых описаны внутренние
трансмутации, происходящие в самом алхимике. Например, в «Торфе философов», алхимическом
трактате арабского происхождения, встречаются следующие прекрасные слова: «И знайте, что конец
есть лишь начало и что смерть есть причина жизни и начало конца. Узрите черное, узрите белое,
узрите красное, и это все, ибо эта смерть есть вечная жизнь после смерти славной и совершенной».
Озарение несет с собой полное освобождение, как утверждается в другом месте «Объяснения
фигур» Николя Фламеля, классического трактата, приписываемого этому знаменитому французскому
адепту:
«Так он (философский камень) теперь уносит человека из этой юдоли скорби, из этого горестного
состояния бедности и недомогания, в славе поднимает его на своих крыльях над стоячими водами
египетскими (коими являются ординарные мысли смертных), заставляя его презреть жизнь и
богатства мира сего, денно и нощно размышлять о Боге и его святых, желать эмпиреев небесных и
пить из сладостных источников вечной надежды.
Вечная хвала Богу, по милости своей давшему нам узреть сей прекрасный, воистину совершенный
пурпурный цвет, сей прекрасный цвет полевого мака, сей пылающий и сверкающий сиреневый цвет,
уже не подверженный переменам, над которым более невластны само небо и его зодиак,
ослепительный лучистый блеск которого каким-то образом сообщает человеку нечто сверхнебесное, в
то же время заставляя его (когда он смотрит на него, познавая его) трепетать и содрогаться».
Освобождая мало-помалу свою подлинную природу, испытывая на себе почти неуловимое влияние
потаенного огня, заключенного в нем самом, проникающей в него Божественной энергии, адепт
непосредственно достигает всеобъемлющего знания, полного и дарующего свободу. Французский
автор XVIII века, Антуан-Жозеф Пернети, в своих «Разоблаченных мифах греков и египтян» дает ему
весьма примечательную характеристику:
«Материя едина и составляет все, говорят философы, поскольку она есть коренное начало
всевозможных композиций. Она содержится во всем и ощущается во всем, поскольку она может
принимать любые формы, но лишь до того, как приобретет тот или иной вид одного из трех царств
природы».
В трактате Космополита содержится следующий очень короткий, но еще более замечательный
пассаж: «В его царстве имеется зеркало, в котором можно увидеть весь мир».
Поскольку, более того, существует прямое соответствие между тайнами алхимической практики и
тайнами Царства Небесного, практический объем этого знания, достигаемого путем озарения,
простирается вплоть до высших небесных сфер, до славных областей, именуемых эмпиреями, то есть
до рая. Этим объясняется появление в «Зеленом сне», классическом трактате Бернара Тревизана,
следующих слов: «Я размышлял об этом Царстве Небесном, в котором Всемогущий восседает на
своем престоле во славе и в окружении ангелов, архангелов, херувимов, серафимов, тронов и
властей».
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|