|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 27
Станислав Клоссовски де Рола очень хорошо заметил по этому поводу: ".... Мы могли бы
допустить наличие у химии алхимических корней, давая ей определение как науки о содержательных
результатах, тогда как ее славная предшественница была бы в этом случае всего лишь знанием о
сущностных причинах."
Многочисленны были операции, в ходе которых алхимики пытались осуществить нечто весьма
отличное вопреки искушению смелого их сближения, которому порой, возможно, подвержен историк,
от исследований, проводимых современными учеными.
Например, алхимики силились уловить spiritus mundi (мировой дух), таинственное начало,
подобное тонкой взвеси, содержащееся в росе, воздухе, солнечных и лунных лучах и даже в материи
падающих звезд.
Отметим просто для сведения читателей (ибо подобного рода сближения и мы решительно
настаиваем на этой точке зрения чреваты для нас опасностью уклониться в область научной
фантастики), что в подобного рода спекуляциях порой усматривают отдаленное предвосхищение
открытия в будущем космических лучей.
Свою «Аллегорию Источника» Бернар Тревизан начинает так: «Я в задумчивости шел по полям,
будучи утомленным учением. Близилась ночь, когда мне надлежало заняться подготовкой к
предстоявшему завтра диспуту».
Если, во всяком случае, здесь имеет место хорошо известный (и не только в Средние века)
литературный прием, состоящий в том, чтобы облекать рассказ в форму символического сна, то
другие тексты отличаются реализмом, тотчас же создающим у нас впечатление подлинного опыта,
порожденного пережитым будь то в форме сонного видения или увиденного наяву.
Для алхимиков успех Великого Делания был немыслим без точного соответствия между
лабораторными операциями и годовым ритмом смены сезонов. Николя Фламель заявлял: «Сделайте
так, чтобы первичная материя, пройдя через четыре сезона, завершила свои превращения осенью. И
знайте, что эта наука есть знание четырех элементов и четырех времен года, взаимно меняющихся,
переходя из одного в другое».
Средневековые алхимики пытались также установить точное астрологическое соответствие между
последовательными фазами Великого Делания и чередованием знаков зодиака в течение года:
Овен кальцинация (прокаливание)
Телец сгущение
Близнецы фиксация
Рак разложение
Лев переваривание
Весы сублимация (возгонка)
Скорпион разделение субстанций
Стрелец испепеление (обращение в порошок)
Козерог ферментация
Водолей умножение
Рыбы проекция (превращение в золото).[12]
Кроме того, было бы невозможно понять образ мышления алхимиков, если не держать постоянно в
уме, сколь неколебима была их вера в существование первобытного грехопадения как человека, так и
мира в целом, которое надлежит преодолеть ради обретения исходного блаженного состояния.
Послушаем, что сообщает Василий Валентин в своем труде «Триумфальная колесница сурьмы»:
«Что до нас, бедных людей, то мы будем терпеть на этой земле кару за грехи наши (поскольку ее
мы, несомненно, заслужили) до той поры, пока не перегнием со временем, после чего возродимся под
действием божественного жара. И тогда, довольно
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|