|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 25
присущей мастерской ремесленника, тогда как загромождение лаборатории множеством
всевозможных инструментов и разнородных, причудливых предметов было признаком,
изобличавшим невежественного суфлера, не знавшего, как правильно подступиться к
делу.
Адепты охотно потешались над неистовыми усилиями суфлеров, экспериментировавших с самыми
различными субстанциями растительного и животного происхождения. Анонимный автор латинского
манускрипта, хранящегося в библиотеке Ватикана, гак заклеймил эти тщетные усилия:
"Я смеюсь над теми, кто ищет средство для превращения золота и серебра в самых разных
субстанциях, В глазах различных животных, в траве, в волосах, В змеях, скорпионах, червях и
скорлупе яиц, В крови, жабах, навозе и моче".
Первые шаги Великого Делания
Из чего должен был исходить средневековый алхимик (и его преемники в позднейшие времена),
приступая к операциям Великого Делания?
Принимая на свой счет советы предшественников, Фульканелли[11]позднее напишет: «И хотя эта
первичная ртуть совершенно летуча, под высушивающим воздействием мышьяковистой серы она
обретает телесную форму, принимает вид твердой массы, черной, плотной, волокнистой, рыхлой,
ломкой, так что из-за своей незначительной полезности делается низкой, гнусной и презренной в
глазах людей». Так что же представляла собой первичная материя, с которой начиналось делание! Ею
мог быть стибин или серная сурьмяная руда (SD2S3). С равным основанием можно предположить в
этом качестве хотя эта субстанция была далеко не столь широко распространена, как уверяют нас
некоторые тексты, киноварь, сочетающую в себе серу и ртуть.
При наличии определенного навыка можно найти в трудах всех алхимиков описание
последовательности феноменов, наблюдаемых во время лабораторных операций. Всегда наблюдается
также что касается влажного пути (процесс делания в стеклянной реторте) -последовательное
чередование трех принципиальных фаз, отмеченных, соответственно, черным, белым и красным
цветами. Для первого из этих трех цветов приведем выдержку из трактата Николя Фламеля
«Иероглифические фигуры»: «Если вначале, как только положишь заготовки в философское яйцо
(иными словами, как только огонь возбудит их), ты не увидишь этой черной, очень черной головы
ворона, тебе надо начинать снова. Опасайся оранжевого цвета в самом начале. Цвет должен быть
безупречно черным и так в течение сорока дней».
Не трудно обнаружить значительное количество текстов, которые, отнюдь не углубляясь в
заведомую символику, прямо дают описание и притом исключительно точное феноменов, следующих
друг за другом в течение всего времени, пока алхимик, уединившись в своей лаборатории, трудится
над реализацией Великого Делания. Позаимствуем великолепный пример подобного рода текстов из
«Книги Артерия»:
«. Сперва появляется чернота, похожая на жирный бульон, в который насыпали перца, а затем эта
жидкость, сгущаясь и становясь похожей на черную землю, белеет по мере дальнейшей варки. Тогда
как наша земля, разлагаясь, сперва приобретает черный цвет, затем она, поднимаясь, очищается, а
после того, как она подсохнет, черный цвет исчезает, и она белеет, и вместе с тем прекращается
влажное и мрачное доминирование женского начала или воды. Именно тогда белый дым пронизывает
новое тело».
С точки зрения продолжительности работы по завершению Великого Делания, длительность
наиболее часто применявшегося процесса имеется в виду влажный путь -чаще всего составляла сорок
дней. Это традиционное число играет свою роль в Священном Писании, как в Ветхом Завете (сорок
лет блужданий евреев,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|