|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 24
Английский поэт Джефри Чосер охотно иронизировал по поводу неточности существовавших
тогда часов, говоря, что скорее можно довериться пению петуха, нежели бою часов на башне
аббатства.
И все же средневековый алхимик обладал если и не часами, по точности не уступающими
современным хронометрам, то по крайней мере уже достаточно очными инструментами для
определения времени. Первый из великих западных алхимиков, монах Герберт (ставший в 999 году
папой римским, приняв имя Сильвестр II), сконструировал — «не без помощи дьявола», как
утверждала ходившая в народе молва, часы, когда он находился в Магдебурге (997 год), куда его
вызвал император Священной Римской империи Отгон III. Епископ Титмар Мерзебургский в своей
хронике писал по этому поводу: «Герберт сконструировал в Магдебурге часы, которые он выверял с
помощью трубы, направив ее на известную [Полярную] звезду, путеводную для мореходов».
Лишь в конце XIII или в начале XIV века появился маятник, наконец придавший часам
необходимую надежность и точность хода.
В XV веке технические усовершенствования становятся все более и более
хитроумными.
Если водяные часы (клепсидра) известны со времен Античности, то песочные вопреки
распространенному представлению, по причине самой простоты их механизма относящему появление
их к седой древности были изобретены лишь в XIV веке. Именно в ту пору они стали применяться в
лабораториях алхимиков. Это было весьма удобное приспособление благодаря своей простоте в
использовании; напомним, что механические часы малого размера появились лишь во времена
Людовика XV.
Напротив, солнечные часы были известны с глубокой древности.
Ничто так сильно не отличало повседневную жизнь человека Средних веков от повседневной
жизни в наши дни, как возможность для первого использовать все свое время, освободиться от
тирании установлений, предписывающих выполнение любого дела (важного и не столь важного) в
максимально короткие сроки. Действительно, для алхимика наличие полного досуга было абсолютно
необходимым для выполнения его работы в лаборатории.
Когда видишь перед собой алхимический документ той эпохи, прежде всего следует удержаться от
соблазна попытаться «перевести» его на технический язык, более понятный людям наших дней. Сама
природа старинных методов и ремесленных приемов, которые кажутся нам легко поддающимися
расшифровке, может помешать установлению их точного соответствия с количественными и
качественными критериями более отдаленной эпохи. «Весьма неразумно подходить к документу
эпохи Средних веков с критериями XX века», замечает Роже Карл. Средневековые адепты, например,
совсем не учитывали строгие количественные требования, которые нам сейчас представляются само
собой разумеющимися. Когда, например, речь идет о нагревании атанора и говорится о том, чтобы
«сообщить ему температуру конского навоза», непросто было бы, вопреки первому впечатлению,
установить точный термический эквивалент. Определенно речь идет об умеренной температуре, но
какой именно? Как сказано, о температуре навоза, но на какой именно стадии ферментации?
Укажем также на присутствие маленьких мобильных зеркал, предназначенных для улавливания
солнечных и лунных лучей, а также слабых импульсов, рассеянных в атмосфере или приходящих из
отдаленных космических пространств.
Инструментов, позволяющих производить точные измерения температуры и давления, в Средние
века еще не было, и алхимикам, подобно их современникам-кузнецам, приходилось полагаться
исключительно на эмпирический контроль (например, следить за изменениями цвета металлов или
тел, когда их нагревали с нарастающей интенсивностью).
Чему не перестаешь удивляться, так это характеру инструментария, применявшегося алхимиками.
Лаборатория настоящего алхимика, адепта, всегда отличалась простотой,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|