|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 20
Простого наличия в средневековой алхимической литературе слов арабского происхождения,
вошедших в повседневный обиход, как то: эликсир, аламбик, атанор -было бы достаточно, чтобы
показать историческую важность мусульманского этапа для последующего развития алхимии в
христианских государствах Западной и Центральной Европы.
Хотя арабские алхимические тексты стали переводиться на латинский язык уже в X веке, однако
лишь два столетия спустя алхимия укоренилась и получила широкое распространение в западном
христианском мире.
Не следует также упускать из виду и роль Крестовых походов, создавших условия для
плодотворного культурного обмена между исламским и христианским мирами.
Необходимо упомянуть еще одну страну, небезуспешно бросившую вызов Египту в споре об
историческом приоритете в области алхимии, Китай. Правда, мы можем позволить себе оставить это
без внимания в работе, специально посвященной повседневной жизни христианских алхимиков на
средневековом Западе. Очевидно, влияние китайской таоистской алхимии было ничтожно малым
несмотря на бесспорное существование контактов (как по Великому шелковому пути, так и по морю),
до сих пор еще мало изученных, между Западом и Китаем, осуществлявшихся не без участия
посредников арабов и индейцев.
Наиболее знаменитые мусульманские алхимики осуществляли делание задолго до своих
христианских собратьев. Назовем великие имена Джабира ибн Хайяна (известного на Западе в
латинизированной форме Гебер, около 720-800 гг. н. э.), аль-Рази (Разес, 800940), ибн Сины
(Авиценны, 980-1030). Обладатели этих великих имен прославились и в иных, нежели алхимия,
областях (ибо невозможно было отделить одну деятельность от другой) в медицине, философии и
даже теологии. Мусульманским алхимиком, известным на Западе как Артерий (еще одно славное имя
в области мусульманского герметизма), очевидно, был не кто иной, как поэт аль-Тограй (казненный в
1120 году н. э.). Что касается великого мусульманского мистика аль-Газали (умер в 1111 году), то он
признавал только духовную алхимию (kimya essaadah, «алхимия блаженства»).
Цели алхимии
Уместно еще раз напомнить о практической цели, которую ставили перед собой средневековые
алхимики. Роджер Бэкон в своем «Зеркале алхимии» дал ей такое определение: «Алхимия есть наука
о том, как приготовить некое лекарство или эликсир, который, если прибавить его к неблагородным
металлам, придаст им совершенство в самый момент соприкосновения».
Поскольку этой чарующей целью было изготовление золота, нет нужды напоминать, что труды
алхимиков даже если они и не преуспели в превращении простых металлов в «царя» минерального
мира в общем и целом носили практический характер, обогащая экспериментальное знание о
минеральных телах, их трансформациях и смесях.
Отсюда лапидарное суждение историка, жившего в XIX веке, Луи Фигье: «Так скажем же наконец,
что алхимия является матерью современной химии»[9].
И сегодня еще этот образ широко распространен в массовом сознании: труды средневековых
алхимиков в лабораториях являлись своего рода долгой и колоритной «предысторией», хотя и
иллюзорной по своим надеждам, но весьма благотворной благодаря неожиданным находкам,
современной экспериментальной химии. Разве ученые XX века не реабилитировали основной
принцип, на который опирались (пусть даже и иллюзорные) упорные труды средневековых
алхимиков единство материи, сочетающееся с возможностью перехода от одного минерального
проявления к другому? А ведь еще химики XIX века, наследники Лавуазье, считали надежды на
осуществление
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|