|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 16
В немых созданиях укрылось божество;
И как под веком глаз, чье близится рожденье,
Так чистый разум скрыт и в камне, и в растенье*.
Раскрывая ритмы самой жизни, вселенских страстей, адепт мало-помалу обретал непосредственное
знание о переменных ритмах, регулирующих развитие феноменов, всех чувственно воспринимаемых
проявлений. Одним из секретов, ревностно хранившихся алхимиками, как раз и было точное знание
их ритмов, этих переменных проявлений.
Именно об этом точном знании переменных ритмов, регулирующих все оперативные проявления,
очевидно, и шла речь (а мы склонны думать именно так), когда средневековые алхимики говорили о
языке птиц.
Однако спасение минерального мира с точки зрения алхимии неотделимо от возрождения
человеческого существа, ветхого Адама, совершившего грехопадение. Трансмутация металлов
представляет собой возведение материи на более высокую ступень совершенства превращение в
серебро, а затем и в золото, в «королеву и короля металлов». Но, учитывая великий закон аналогии,
совершаются и другие операции, параллельные или последующие, гораздо более секретные,
поскольку они предназначаются для успешного осуществления Великого Делания во всех других
аспектах, помимо минерального царства: речь идет о возрождении всех жизненных сил человеческого
существа, о возвращении ему всех благ, дарованных Богом.
Человек, наиболее совершенное существо в царстве животных, аналогия золота, верха
совершенства в минеральном царстве, содержит в себе зачатки абсолютного совершенства, некогда
утраченного, которое теперь должно быть возвращено средствами алхимии: адепт, восстанавливая в
себе славное состояние Адама до грехопадения, переходил тем самым из естественного состояния в
состояние благодати. Он намеревался возвратить себе утраченное бессмертие, совершив великую
метаморфозу через смерть и воскресение падшего Адама, позволяющую человеку вновь стать
божественным существом, каковым он является в потенции и каким был в самом начале нынешнего
цикла проявления. Благодаря этому проясняется смысл знаменитой герметической «загадки»,
содержащейся в одном таинственном алхимическом тексте: «Aelia Laelia Crispis есть мое имя.... Вот
могила, не вмещающая в себя трупа, и труп, не заключенный в могилу. Труп и могила составляют
одно». Человек может и должен пониматься как особая материя герметического Великого Делания.
Конечно, алхимик должен был заниматься деланием в лаборатории и применять философский камень
к минеральной природе, прежде чем использовать его для себя самого, однако трансмутация металлов
(сколь бы трудно ни было достичь ее) в действительности оказывается предварительным этапом на
пути к тому, что служит главной целью: к возрождению, полному освобождению самого адепта.
Традиционная алхимия, совершенно естественно, встает на гораздо более широкий путь: адепт
надеялся постичь магические секреты, которые позволили бы ему совершенно реально избежать
безжалостного лабиринта чувственно воспринимаемой видимости, столь замечательно
охарактеризованного в следующих строках греческого алхимического манускрипта, хранящегося в
соборе Святого Марка в Венеции:
«Он каждодневно совращает тебя с пути, он дразнит тебя и насмехается над тобой, возвращая тебе
надежду, подобно сну, обманывающему тебя напрасными видениями, вплоть до того момента, когда
отведенное тебе время истечет и смерть, покрывающая нее мраком, увы, заберет тебя, не позволив
тебе достичь поставленной цели».
Именно благодаря своей «высокой науке» алхимик надеялся повстречать удачу, которая позволила
бы ему достичь великого освобождения шагнув в него из этой жизни через ряд чувственно
воспринимаемых проявлений, преодолевая даже силу, повелевающую всей фантасмагорией иллюзий.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|