|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 12
Написать исчерпывающую книгу об алхимии занятие столь же безнадежное, как и попытки
отыскать алхимический трактат, в котором были бы изложены все секреты философского камня.
Коротко и ясно можно говорить о простых и недвусмысленных вещах, к числу которых, конечно же,
алхимия не принадлежит. Не случайно в литературе она предстает то, как начальная стадия развития
химии, то как «феномен средневековой культуры», а то и как разновидность колдовства, черной
магии. Цели, которые ставили перед собой алхимики, столь же грандиозны, сколь и недостижимы
будь то поиски «философского» золота или же герметического бессмертия. Трудно сказать, чего здесь
больше простодушного недомыслия, тщеславия и алчности, которые отличали алхимиков-суфлеров,
становившихся объектом насмешек со стороны окружающих и слывших шарлатанами, или же
высокомерного стремления алхимиков-адептов, «герметических философов» выйти за пределы
пространства и времени, установленные Создателем для простых смертных. Попытка С. Ютена
комплексно охватить в небольшой по объему книге жизнь и труды средневековых алхимиков
Западной Европы, несомненно, заслуживает внимания. Насколько удалось автору осуществить свой
замысел, об этом пусть судят сами читатели, но думается, что каждый, взявший в руки эту книгу,
найдет что-нибудь интересное для себя.
В. Д. Балакин
Введение
Немецкий хронист XIV века Франц Тасман в таких словах свидетельствовал о чрезвычайном
интересе, который в его время вызывал колоритный типаж алхимика, и не только в Германии, но и в
самых разных странах христианского мира: "Всяк ныне хочет зваться алхимиком, Неотесанный
дурень, мальчишка и старец, Цирюльник, старуха, советник болтливый, С тонзурой монах, священник
и воин."
Не правда ли, и по сей день еще при самом упоминании алхимии тотчас же возникает ассоциация с
«мрачным» Средневековьем? Потому-то мы и решили, что исследование, посвященное повседневной
жизни алхимиков, должно ограничиваться хронологическими рамками Средних веков точнее говоря,
применительно к Западной Европе, периодом с XII по XV век, хотя алхимиков можно будет встретить
и на протяжении всего периода Ренессанса и даже позднее.
Образом средневекового алхимика будут зачарованы романтики. В романе «Собор Парижской
Богоматери» Виктор Гюго даст как нельзя более колоритное описание маленькой лаборатории,
устроенной в одной из башен собора неугомонным диаконом Клопом Фролло. Ради сопоставления с
исторической реальностью есть смысл воспроизвести этот знаменитый пассаж:
«... Мрачная, едва освещенная конура... Помимо большего кресла и соразмерного ему стола здесь
были циркули, перегонные аппараты, подвешенные к потолку скелеты животных, глобус,
катающийся по каменному полу, конские черепа, всевозможные склянки с трепетавшими в них
золотистыми лепестками, человеческие черепа, помещенные на листы тонкого пергамента,
испещренные рисунками и письменами, толстые манускрипты, в раскрытом виде нагроможденные
друг на друга, без малейшей жалости к ломкому по углам пергаменту; наконец, всякого рода хлам,
сопутствующий ученым занятиям, и повсюду, среди этого хаоса пыль и паутина. Слева от кресла,
большая печь, прямо под слуховым окном. Она беспорядочно уставлена всякого рода сосудами,
керамическими колбами, стеклянными ретортами и перегонными кубами.»
Даже если эта фантастическая атмосфера, столь любезная сердцу романтиков[6](которую позднее
можно будет встретить на уровне массовой культуры в фильмах ужасов), и не имела ничего общего с
реальной обстановкой лабораторий XV
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|