|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 10
говорится также, что ради успеха Великого Делания необходимо держать ум и душу широко
открытыми, чтобы наблюдать и размышлять, используя внутренний свет, которым Господь
изначально озарил природу и человеческие души.
Таким образом, для истинного алхимика-адепта, «герметического философа», цель заключалась не
просто в поисках философского камня, но прежде всего в достижении состояния озарения. Ради
озарения он предавался аскезе и близ алхимической печи, и в молельно, где часами напролет
продолжались его духовные упражнения. Алхимическая духовность включала в себя медитацию и
воображение. Когда алхимики говорили о медитации, они имели в виду не просто размышление, но
некий внутренний диалог, живое общение с голосом «другого» в себе с голосом бессознательного.
Воображение являлось актом творческой деятельности алхимика, оказывавшей во время
алхимических операций в лаборатории воздействие на преобразования материи Великого Делания,
вызывавшей их и, в свою очередь, подвергавшейся их влиянию. Таким образом, алхимик общался не
только с бессознательным, но и именно с той субстанцией, которую надеялся преобразовать с
помощью силы воображения. Его воображение представляло собой концентрацию жизненных сил
физических и духовных.
Проблему для исследователя представляют собой также сны и сны-видения, столь многочисленные
в алхимической литературе. Эти алхимические сны и сны-видения можно подразделить на две
категории. К первой относятся пересказы галлюцинационных видений, в действительности же
представляющих собой искусственные построения. На этом уровне к алхимическим снам можно
отнести и воображаемые путешествия, придуманные многочисленными авторами.
Рассказы об удивительных путешествиях, совершенных во сне, в ходе которых посещались одно за
другим различные места и происходили встречи с диковинными персонажами, имели своей целью
представить последовательное протекание фаз Великого Делания как применительно к операциям,
выполнявшимся в лаборатории, так и к этапам, через которые проходил адепт во время духовных
упражнений, ведущих к озарению.
Другую категорию составляли видения, действительно посетившие алхимика во время сна. Они
служили выражением глубинного характера символических алхимических образов. Их подлинное
значение состоит в том, что они основываются на общем богатом и многозначительном фоне,
образуемом, выражаясь терминами психологии Юнга, сверхличностным слоем подсознания, в
котором сосредоточены архетипы, очевидно, формирующие общий слой бессознательного в психике
человека, подлинно коллективную память человечества. Этим мог бы объясняться весьма странный,
отмеченный Юнгом факт возникновения алхимических символов в сновидениях людей, далеких от
алхимии. Могут существовать и промежуточные формы алхимических снов. Некоторые сновидения,
сконструированные из разрозненных элементов, могут включать в себя и компоненты,
проистекающие из реально пережитых галлюцинационных видений, а действительно виденные и
затем записанные сны, в свою очередь, могли включать в себя некоторые компоненты,
представляющие собой смесь из галлюцинационных видений.
Алхимия, стремясь продемонстрировать соответствие между законами, управляющими, с одной
стороны, макрокосмосом, «большим миром», и с другой микрокосмосом, «малым миром»,
представляла собой систему, в которой успешная реализация трансмутации металлов была лишь
одной из сфер применения тайных знаний и приемов: адепт был человеком, сумевшим достичь,
пройдя через ряд удивительных опытов и переживаний, осознания законов, коим в равной мере
подчиняются как человек, так и мир, в котором он живет, оба аспекта проявления Божественной воли.
Первичная материя, основа алхимического «делания», потому и являлась одним из наиболее
великих секретов алхимии, что представляла собой неизвестную субстанцию, которая несет проекцию
автономного психического содержимого алхимика. Определить такую субстанцию невозможно,
потому что проекция индивидуальна и, следовательно, различна в каждом отдельном случае. Для
одного алхимика первичная материя ртуть,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|