|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Серж Ютен
Повседневная жизнь алхимиков в средние века
стр. 8
(представлявшийся не только в виде собственно камня, например рубина, но и в виде жидкости
эликсира, а также в порошкообразном состоянии, в качестве так называемого порошка проекции
темно-красного цвета и довольно тяжелого) не был единственным олицетворением этой тяги к
невероятному. Алхимики искали также универсальный растворитель алкагест, не смущаясь тем
обстоятельством, что если бы алкагест действительно все растворял, то уничтожил бы и содержащий
его сосуд. Но сколь бы ошибочна ни была гипотеза, порой она помогает открытию истины. Так и
алхимики: занимаясь поисками алкагеста, они открыли много более прозаических, но весьма
полезных веществ. Алхимики пробовали также извлекать Мировой Дух (Spiritus Mundi). Эта
субстанция, якобы разлитая в воздухе, насыщенная планетным влиянием, по их мнению, обладает
массой удивительных свойств, в частности может растворять золото, чтобы приготовить питьевое
золото чудодейственное лекарственное средство, против которого не устоит ни один недуг.
Существует расхожее мнение, что алхимики в своих исканиях продвигались на ощупь, точно
слепые. Это справедливо лишь в отношении алхимиков-суфлеров, не знавших иных способов
экспериментирования, кроме метода проб и ошибок ошибок, которые им стоили порой слишком
дорого. Что же касается адептов, «герметических философов», то они имели вполне определенные
теории. В основании их концепции лежал великий закон единства материи. Материя, полагали они,
едина, но принимает различные формы, комбинируясь сама с собой и производя бесконечное
множество новых тел. Эту первичную материю адепты называли также «причиной», «хаосом»,
«мировой субстанцией». Первичная материя, считали они, не есть какое-либо определенное тело, но
обладает свойствами всех тел. Исходя из этого предположения, они допускали возможность
трансмутации, то есть превращения металлов простых, неблагородных в благородные серебро и
золото. Единую материю они подразделяли на три начала «серу», «ртуть» и «соль», которые
представляли собой лишь отвлеченные понятия, применявшиеся для обозначения группы свойств.
Так, если металл был желтый или красный и трудно плавился, то говорили, что в нем слишком много
«серы». Поскольку же под «серой», «ртутью» и «солью» могло подразумеваться практически все что
угодно (а не только химические элементы сера и ртуть и химические соединения, называющиеся
солями), первая проблема, с которой сталкивался алхимик, приступая к выполнению операций
Великого Делания, заключалась в том, чтобы определить, из чего должна состоять «первичная
материя» его экспериментов.
Наряду с «серой», «ртутью» и «солью» (которые назывались также «философской серой»,
«философской ртутью» и «философской солью») алхимики признавали четыре элемента: «землю»,
«воду», «воздух» и «огонь». С точки зрения алхимии четыре элемента, как и три начала,
представляют не природные стихии, а состояния материи, качества или свойства. «Вода» служила
синонимом жидкости, «земля» твердого состояния, «воздух» -состояния газообразного, «огонь»
состояния газа, наиболее тонкого, как бы расширенного теплотой. Позднее к четырем элементам
прибавили пятый — «квинтэссенцию».
Алхимики работали главным образом с металлами, проводя аналогию между ними и семью
известными в Средние века планетами: золото Солнце, серебро Луна, ртуть -Меркурий, свинец
Сатурн, олово Юпитер, железо Марс, медь Венера. Они подразделяли их на металлы совершенные,
неизменяемые, каковыми считались золото и серебро, и металлы несовершенные, изменяющиеся в
«известь» (окись). Алхимик, совершая определенные манипуляции с несовершенными металлами,
намеревался «вылечить» их, привести в совершенное состояние превратить, например, свинец или
ртуть в золото.
Проведение аналогии между металлами и планетами служило точкой пересечения двух оккультных
наук алхимии и астрологии. Каждый алхимик непременно являлся и астрологом, ибо наблюдение за
звездами было неотъемлемой составной частью
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|