На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 360

йых... Тиранам свойственно желать, Чтобы их Подданные были невежественны, тогда их можно, как волов, за иос, вести в любую сторону; такие подданные низки душой, и их легко победить в войне, потому что они принижены рабством». Высказывание великого мыслителя — гуманиста и утописта, как бы снова высвечивает общественное направление и значение и протеста Карпова против «терпения», и протеста Пересветова против рабства, сковывающего духовные силы и делающего небоеспособными воинов. Великий князь как тиран опирается на невежество и рабскую приниженность народа. Кампанелла пишет: «Но ты ошибаешься, о, великий князь, если ты один хочешь быть мудрым. Ведь на большинство стоит опираться лишь тогда, когда оно представляет собой лучшую (т. е. просвещенную. — А. К.) часть общества» 22. 22 Ad Moschovitarum m. Ducem..., p. 23. 23 Ibid. 24 Петровский Ф. А. Кампанелла. Биографический очерк.—В кн.: Кампанелла. Город солнца. М.— Л., 1947, с. 129. 25 Ad Moschovitarum m. Ducem..., p. 26. 26 Ibid. 17 Ковалевский M. M. Указ. соч., с. 154. Что же называл просвещением Кампанелла в своем Послании? Христианское просвещение? Католическое? Здесь понимание просвещения Кампанеллой двоится: он выступает в непосредственных интересах католицизма, но и хочет оставаться (и остается) самим собой. Да, Кампанелла советует великому князю призвать латинских монахов и клириков, завести гимназии (католические?), но католицизм Кампанелла толкует свободно и широко: «Я допускаю,— пишет он,— чтобы верующие колебались в каких-то вопросах веры; достаточно, если они верят, как я, в свое спасение» 23. И только. Из сочинений Кампанеллы мы знаем, что христианство его было социально- философским. «Какое бы произведение Кампанеллы мы ни взяли,— пишет Ф. А. Петровский,— всюду, несмотря на разнообразие тем, сквозит одна и та же мысль о необходимости и неизбеяшости великого социального преобразования — мысль, прикрывавшаяся рассуждениями об идеальной христианской монархии...» 2\ Таким Кампанелла предстает и в своем Послании. Вот он как будто обосновывает справедливость католического учения о чистилище, но обоснование тонет в аргументах, которые состоят из ссылок на Платона, пифагорейцев и Вергилия 25. Он склоняет великого князя «не упорствовать в догматах, не соответствующих учению римской церкви», но и сам «учение римской церкви» толкует не догматически2в. Он предлагает широкую и свободную дискуссию с представителями православной церкви, ради чего выражает готовность самолично прибыть в Москву в сопровождении католических теологов. Для Кампанеллы уния не самоцель, а средство осуществить единство человеческого рода 21. Он ни в коем случае не пренебрегает христианством, но призывает великого князя и православное духовенство не пренебре-


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes