На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 359

панеллы. Квачала отчасти это сделал. В Послании Кампанеллы (оно датируется 1618 г.) публикатор различает «часть традицио-нально-теоретическую» и «специально кампанелловскую». Последнюю Квачала сводит к следующему: 1) требование распространения просвещения среди народа 16; 2) мысль, что просвещенное население менее опасно монарху, чем непросвещенное: «напоминает нам сие также его идеально-идиллическую утопию «Солнечный город»...» 11; 3) углубленное, а не узко конфессиональное толкование христианства, чтобы оно могло стать средством осуществления единства человечества 1в. Нас, вполне очевидно, интересует в Послании то, что Квачала назвал «специально кампанелловским». Вот какой представлялась Кампанелле наша страна: «Ты,— обращался он к великому князю московскому,— не уступаешь ни одному из мирских царей, многих ты превосходишь могуществом, великий князь, широко простирающий крылья над Европой и Азией, от границ Финляндии и Ливонии до Каспийского моря; земли твои граничат с владениями короля Шведского и монарха Персидского, тянутся от Черного моря до истоков Дона, от владений Польского короля до Турции, с татарами у тебя общие границы на много тысяч миль. Земли твои так пространны, что ты превосходишь протяженностью их (но не плодородием) всех европейских государей. У тебя мрачные леса, огромные замерзающие зимой реки, пасмурная страна; земля ее частью обработана, частью пустынна. Если ты обработаешь все эти огромные пространства, то не будет никого в мире, кто смог бы тебя превзойти» 1в. Не только необъятность пространства ч и разнообразие природы России привлекли внимание Кампанеллы, но и увлекательная перспектива подъема производительных сил великой страны. В чем усматривает Кампа-нелла залог процветания России? «А как может быть возделана земля, если люди не любят культуру?» 20 16 Там же, с. 16. 17 Там же, с. 17. 18 Там же, с. 17, 18. 19 Ad Moschovitarum m. Ducem..., p. 21. 20 «At quomodo tellus coli poterit, nisi homines culturam diligant?» Игра слов: colère — обрабатывать, почитать; cultura — обработка, почитание, собственно культура (ibid.). 21 Ibid. Культура, по Кампанелле, есть культура физическая и духовная, связанные воедино. Между тем народ пребывает в темноте и по вине самого великого князя, боящегося просвещенного населения: «Рассказывают историки и те, кто от тебя приезжают, что подданные твои совершенно невежественны, а ты,— бросает суровый упрек Кампанелла,— поддерживаешь их невежество, царящее в их душах, чтобы,— Кампанелла смотрит в корень вещей,— ты один казался в своем царстве мудрым и достойным» 21. Чем дальше, тем жестче становится в обвинениях Кампанелла: «Как я говорил в начале, ты, мудрый князь, не распространяя в своей стране науки, способствуешь невежеству своему и своих поддан


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes