На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 357

трудолюбие. Уклад жизни новгородских крестьян воскресил у Флеминга мечту о «золотом веке», когда «не было ни твоего, ни моего» 6. Между тем Флеминг, воспитанник Лейпцигского университета, магистр наук, не мог не знать социально-утопических романов Дюперье, Гомбервилля, Бержерона, появившихся в свет в первой четверти XVII в., а также сочинений своего соотечественника и старшего современника Якова Бёме, развивавшего под христианской мистикой идеи равенства, свободы и общности имуществ, воспел же «золотой век», вдохновившись трудовым народом России. Поэт, мыслитель, государственный деятель Джон Мильтон, создавший грандиозную утопию в образе Эдема в «Потерянном рае», посвятил Московии исторический труд. И пусть «Краткая история Московии» содержала и устарелые, и ошибочные свидетельства, взор Мильтона привлекала «самая северная из европейских стран, почитаемых образованными», заслуживавшая внимания в плане «высоких побуждений» 7. Интерес передовых мыслителей и писателей Запада XVII в. к России шел поверх вероисповедных оппозиций католицизма и православия, поверх любых конфессиональных оппозиций, устремляясь к общественной действительности и исторической будущности великой страны. Этот интерес стимулировался не одним тяготением к всемирности, присущим мировоззрению гуманистов, но и действительностью России XVII в., столь насыщенной величайшими классовыми битвами. И сколько бы ни принимали желаемое за действительное лучшие люди разных стран, вдохновлявшиеся Россией, как бы ни идеализировали ее в своей социальной мечте, их интуиция, художественная и историческая, вела к истине: вслед уходившей в прошлое «христианской Европе» уходила в прошлое, поступью медленной и тяжелой, «православная Русь». Начинался «новый период» русской истории, и в аспекте культурно-историческом оп означал (еще больше предвещал) встречное движение по отношению к высоким идейным ценностям, носителями которых выступали творцы и продолжатели возрожденческой культуры во всем охвате ее социального, философского и художественного содержания. Автору «Краткой истории Московии» едва ли приходило на ум, что в круге чтения его современников, представлявших «самый северный» край европейской «образованности», уже находились сочинения Платона, Ксенофонта, Плутарха, Цицерона, Сенеки, Тацита, Фукидида8. Ряд русских почитателей древних греческих и римских авторов в то время не был велик, но показательна направленность их интересов к фонду литературы, послужившей разработке учений гуманистов и социальных утопистов Западной Европы. 6 Алексеев М. П. Немецкий поэт в Новгороде XVII в.— «Известия Академии наук СССР». Отдел, обществ, наук. Л., 1935, — № 6, с. 539—572. 7 «Московия» Джона Мильтона. М., 1875, с. 2 и 29. 8 Луппов С. Я. Книга в России в XVII веке. М., 1970, с. 127—129, 187, 207. В цепи рассматриваемых культурных явлений, составляя их итальянское звено, и находится Послание Кампанеллы великому


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes