На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 356

истокам — к утопии всемирной монархии Данте. Не ее ли разновидностью являлись проекты Кампанеллы, назначенные, как в свое время их оценивал M. М. Ковалевский, «восстановить средневековое единство католического мира в форме подчиненной папе империи»?1 Гуманистическая культура, сменявшая христианско-средневе-ковую, как бы унаследовала от нее тяготение к всемирности. Но «Universus mundus» гуманистов (в полную противоположность средневековой модели мироздания) — развернутый по горизонтали земной простор, возделываемый дружной семьей народов. Это утверждение равенства народов и вер. И нечто большее. Идея всемирности, которой проникнуто мировоззрение гуманистов, отражала реальный процесс становления новой культурной эпохи, отличавшейся всесторонностью связей и зависимостей, широким обменом плодами духовного производства отдельных наций2. И, — культурный феномен равного значения для всеобщей и отечественной истории духовной культуры,— в течение всего XVII в. гуманисты и социальные утописты стран Западной Европы обращаются к России как открытому полю свершений своих идеалов. В начале столетия Лопе де Вега, откликаясь на события классово-политической борьбы в России, определит их понятием «гранде революсьон», поставит «проблему народного восстания, идеального правителя и даже вопрос об установлении справедливости посредством «гранде революсьон» 3. В конце столетия (1689) брес-лавский уроженец, выходец из бюргерской среды Квирин Кульман явится в Москву, чтобы утвердить царство под главенством Христа, в котором между людьми установится всеобщее равенство и совокупная собственность имуществ. Царство, проповеданное Кульманом,— всемирное, охватывающее четыре конца света4. Утопия Кульмана имеет много общих черт с утопией «Города Солнца» Кампанеллы. 1 Ковалевский M. М. Развитие идей государственной необходимости и общественной правды в Италии. Ботеро и Кампанелла.— «Вопросы философии и психологии», 1896, январь, с. 155. 1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 426—428. 3 Балашов Н. И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах. М., 1975, с. 116. 4 Тихонравов Н. С. Квирин Кульман.— В кн.: Тихонравов II. С. Сочинения, т. 2. М., 1898, с. 305-375. 5 Балашов Н. И. Указ. соч., с. 110—198. Гуманисты и утописты Западной Европы неизменны в своих интересах к России в течение всего XVII столетия. В этом особенно преуспели наиболее блестящие представители литературы испанского Возрождения — в орбите их внимания почти вся череда народных восстаний в России XVII в.5 Но и крупнейший немецкий лирический поэт начала XVII в. Пауль Флеминг, спутник Оле-ария во время его путешествия в Россию и Персию, воспел в своей «Новгородской поэме» русских крестьян — их простоту, честность,


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes