На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 355

А. И. Клибанов ПОСЛАНИЕ КАМПАНЕЛЛЫ МОСКОВСКОМУ ГОСУДАРЮ И ПРАВОСЛАВНОМУ ДУХОВЕНСТВУ Послание Кампанеллы, о котором пойдет речь, возникло в русле папской борьбы со «схизмой», однако в условиях, весьма отличных от тех, в которых действовала курия в периоды раннего и развитого феодализма. Буря реформационных движений, охвативших многие страны Европы, потрясла католическую церковь, отмежевала от нее массы верующих и лишила ее значительной части земельной собственности. Философское свободомыслие Возрождения в лице его наиболее радикальных представителей отнесло все формы религиозных верований к числу мнимых идейных ценностей. «Христианская Европа» уходила в прошлое. Греческая «схизма» по сравнению с католицизмом еще занимала прочное положение, хотя и подточенное реформационно-гуманистическими движениями, оборванными было в середине XVI в., но в разных формах возобновившимися в XVII в. Папская курия через посредство иезуитов с пристальным вниманием следила за событиями русской общественной жизни XVII в. Продвижением позиций на Востер католическая церковь рассчитывала в некоторой степени выровнять баланс сил, нарушенный успехами Реформации и Возрождения. Но открытой конфронтации с Восточной церковью обстановка не благоприятствовала. Значительно более перспективной представлялась идея на тот или иной лад обновленной унии,— только бы сами «схизматики» проявили «историческую дальнозоркость». Послание Кампанеллы, как ниже будет показано, исходит из именно такой постановки вопроса, и именно таким оно могло представляться курии наиболее убедительным. Однако Послание Кампанеллы никак не укладывается в русло восточной политики папства. Оно принадлежит иной цепи социально-идейных явлений, ему современных, и в этой принадлежности раскрывается в подлинном богатстве своего теоретического содержания. Казалось бы, в первую очередь следовало вспомнить о предшественниках и соотечественниках Кампанеллы — Марсилии Фи-чино и Джованни Пико делла Мирандола. Кампанелла продолжит их путь в поисках начал, могущих обеспечить единство рода человеческого на земле. Как и они, Кампанелла не обойдет в своих поисках «religio communis», своего рода философской религии, которая могла привести к согласию хотя бы людей, исповедующих разные версии христианства. Может быть, уместно обратиться к


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes