На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 351

ты, показывающие влияние русских памятников общественно-политической мысли XV в. («Сказание о князьях владимирских», «Сказание о белом клобуке») на молдавские произведения политической и церковной литературы 21. * Обратимся теперь к более детальному анализу некоторых источников, дающих возможность показать специфику отображения в культурных связях братских народов процесса централизации. Особенно ярко и полно раскрылись культурные связи народов России, Молдавии и Валахии в период образования централизованных государств в области литературы и общественно-политической мысли. В основе такого общения лежал обмен устными рассказами фольклорного происхождения, совершающийся, как известно, с большей легкостью, чем связи дипломатического характера. Идеи и образы мирового фольклора не знают государственных границ. Следует отметить также значительно большую скорость идейного воздействия по сравнению, например, с распространением влияний в области материальной культуры. Среди русских литературных памятников этой эпохи, испытавших несомненное влияние со стороны Валахии, была «Повесть о Дракуле» — произведение, до сих пор вызывающее споры и по-разному оценивающееся исследователями. Литературная история повести довольно обстоятельно исследована Я. С. Дурье, верно указавшим на ее фольклорный источник22. Что касается авторства повести, то здесь мнения ученых разошлись. Одни (А. X. Бостонов, С. М. Соловьев, Л. В. Черепнин, Я. С. Дурье) склонны видеть в нем Федора Курицыпа, другие (А. Н. Пыпин, Ф. И. Буслаев, А. И. Соболевский, Н. К. Гудзий) высказываются более осторожно, предпочитая говорить об анонимном авторе повести. Для целей настоящей статьи эти споры решающего значения не имеют. Для нас гораздо важнее выявить идеологическую направленность повести и в связи с этим — причину ее возникновения как раз в XV в. 21 Яцимирский А. И. Молдавские отголоски московских легенд о Мономаховых дарах.— ЖМНП, 1903, № 10, с. 347—390. 22 Повесь о Дракуле. Исследование и подготовка текстов Я. С. Дурье, М.—Л., 1964, с. 30—36; Дурье Я. С. Еще раз о Дракуле и макиавеллизме.— «Русская литература», 1968, № 1, с. 142—146. 23 Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV—XV веков, ч. 2. М., 1951, с. 311—312; он же. Из истории общественной мысли в России и Молдавии па рубеже XV и XVI веков.— В кн.: Вековая дружба, с. 94— И по этому вопросу имеется несколько точек зрения, из которых три были сформулированы наиболее отчетливо. Л. В. Черепнин полагает, что смысл повести заключается в прославлении грозной, но справедливой власти правителя, защищающего честь своей страны, целость и достоинство феодального государства23.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes