На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 349

Як прийшли до нас вси волошини, Вси волошини та вси хороши, В казаки вони записалися, 3 нами побраталися 1!. Для времени создания централизованного государства эта тенденция укрепления межнациональных связей весьма показательна. И не случайно устное народное творчество отобразило эту тенденцию, включив в число популярных своих героев не только вождей Запорожской Сечи, удалых атаманов, но и Стефана Великого, а позднее и другого молдавского господаря Василия Лупу («Василия Молдавского») 12. Говоря о давних культурных связях народов Молдавии и Валахии с Россией, следует в первую очередь сказать и о тех причинах, которые способствовали развитию этих связей. Среди них на одно из первых мест необходимо поставить единство религии. Христианство в Молдавию проникло очень рано, еще до возникновения Молдавского государства, в IX—XII ее.13, в Валахию — несколько позднее, в начале XIII в. Единая для России, Молдавии и Валахии православная религия объединяла народы этих стран в их борьбе с иноземными захватчиками — татарами и турками. Нельзя не учесть того факта, что угнетатели украинского и русского народов (турецкие, татарские и польско-литовские феодалы) были вместе с тем врагами и народов Молдавии и Валахии14, причем феодальный гнет во всех этих стпаиах усугублялся притеснениями в области вероисповедания. Единство религии облегчало взаимопонимание между братскими народами, сплачивало их в культурном отношении, способствовало широкому распространению церковно-учительной литературы. M охов Н. А. Очерки истории молдавско-русско-украинских связей. Кишинев, 1961, с. 43. 12 Украинские народные думы. М., 1972, с. 270—283, 460—463. О близости украинских и румынских народных верований, обычаев и обрядов говорили еще русские филологи XIX в. (Веселовский А. Н. Разыскания л области русских духовных стихов. VI. Духовные сюжеты в литературе и народной поэзии румын. VII. Румынские, славянские и греческие коляды,— «Записки Академии наѵк», СПб., 1883, т. XIV, с. 2—3). 13 См. подробнее: M охов Н. А. Молдавия эпохи феодализма. Кишинев, 1964, с. 164—167; Голубинский E. Е. Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской. М., 1871, с. 444. 14 Мехов II. А. Зарождение экономических, политических и культурных связей молдавского народа с русским и украинским пародами (XV— начало XVI в.).—«Ученые записки Кишиневского гос. университета». Киев, 1957, т. XXVI, с. 26. Единство религии, кроме того, способствовало стремлению русских царей и молдавских господарей установить между собой не только политические, но и культурные связи. Так, Иван Грозный обратился в 1556 г. к молдавскому господарю Александру IV Ло-пушняну с просьбой о присылке ему церковно-правового сборника


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes