|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ
И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 348
раздробленности и создать единое централизованное государство. В культурных связях народов России,
Молдавии и Валахии в это время мы найдем идеологическое обоснование стремления феодальных верхов к
политическому, экономическому и культурному союзу.
Задачей настоящей статьи является анализ культурных связей народов России, Молдавии и Валахии в
начальный период борьбы за создание централизованных государств у этих народов, в период идеологического
обоснования целесообразности этого создания в.
Культурные связи народов России, Молдавии и Валахии имеют давние исторические корни. Эти связи
прослеживаются прежде всего во взаимном влиянии народного искусства. Очень близкие декоративные
элементы на тканях, в народных вышивках, узорах резьбы по дереву, сходные мотивы в керамике, в украшениях
народных костюмов, в оформлении жилища — все это подтверждено давними этнографическими
исследованиями 7. Не меньшую древность имеют и факты взаимного влияния в области устного народного
творчества. Так, совместная борьба молдаван и славян нашла свое отражение в молдавских балладах (например, в
балладе «Бадиул», сложенной, по-видимому, еще в XVI в.) в. Образ Стефана Великого, борца за национальную
независимость Молдавии против турецко-татарского гнета, мы находим в старинной украинской думе 9 В
украинской думе мы встречаем и столь характерное для этого времени воспевание совместной борьбы
запорожских казаков и молдаван против турецких поработителей, помощь казаков единоверным молдаванам:
Ой, ми волохи, ми христиане,
Да не милуют нас бусурмане.
Ви, козаченьки, за виру дбайте —
Нам, христианам, на помичь прибувайте!
А казаченьки за виру дбают,
Волохам христианам помич посылают....10
6 Надо с самого начала оговорить условность хронологических рамок нашего исследования. Явления духовной
культуры по природе, своей на ранних этапах развития общества с трудом поддаются точной хронологизации. Они
нередко обслуживают потребности общества на длительных этапах его развития.
7 См. подробнее: Народы зарубежной Европы, т. I. М., 1964, с. 599—665; lorga N. L'Art populaire en Roumanie. Paris, 1923, p. XII;
Опреску Г. Народное искусство Румынии. M., 1960, с. 8.
8 Молдавский фольклор. Песни и баллады. М., 1953, с. 17, 281—285.
9 Г реку л П. Д. Свет приходит из Москвы. Кишинев, 1960, с. 8.
10 Антонович Вл., Драгоманов М. Исторические песни малорусского народа, т. I. Киев, 1874, с. 162.
Мы находим в украинских думах упоминание и о том, что молдаване («волохи») вступали в число казаков,
братались с ними:
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|