|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ
И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 345
Интерес к древнеримскому календарю и соответствующему руководству о его применении в новгородских и
псковских рукописях объясняется тем, что эти города были больше связаны со странами Запада, где этот
календарь продолжал использоваться еще в XV в.39 Договорная грамота Новгорода с Норвегией о мире 1326 г.,
составленная в Новгороде и сохранившаяся в латинском тексте, имеет дату «за три дня до июньских нон» («Datum
et auc-tum Nogard sub anno Domini M°CCC°XX° sexto III nonas iunii») 40. В документах прибалтийских городов,
писанных на латинском языке, датировки от календ, ид и нон сохраняются вплоть до XVI в. (в документах на
немецком языке даты указывались по христианским праздникам) 41. В таких условиях сочинение «великого
книжника» могло иметь практическую пользу и в XV в.
40 ГВНП, № 39, с. 70.
41 Liv-, Estund Kurlàndisches Urkundenbuch, Bd I. Reval, 1853, S. 345,
348, 552, 560 etc.; Abt. II, Bd II. Riga — Moskau, 1905, S. 390 etc. Благодарю A. Л. Хорошкевич за помощь в использовании
этих изданий.
Можно заключить, что на Руси в XI — XV ее. древнеримский календарь был, несомненно, известен и иногда
находил применение: в Новгороде (и, вероятно, во Пскове),— может быть, и в практике, в других местах — как
одно из литературных средств поставить особо важное в глазах автора соответствующей датировки событие
местной жизни в круг традиционных, в том числе античных, образов.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|