На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 339

fова, «ясно обнаруживается личность» особого автора — иеродиакона Кирика, автора «Вопрошание» и «Учения, им же ведати человеку числа всех лет» — «одного из летописцев, очевидно, привлеченных владыкой к летописному делу» и. Указания на это исследователь видит, во-первых, в совпадении времени записи летописной статьи о приезде князя Святослава в Новгород — «в самом скором времени после 19 июля (указан час прибытия Святослава!») — с записью о том же князе в его «Учении», которая была сделана в течение июля-августа 1136 г.; во- вторых, в ее сложности, говорящей об основательном знании счета времени12. Являются ли эти указания бесспорным свидетельством принадлежности летописной записи 6644 г. Кирику? Недавно проведенный, правда, слишком краткий обзор деятельности Кирика и сочинений, которые связывают с его именем, показывает такое разнообразие сфер приложения сил, которое вряд ли совместимо в одном человекеиз. Поскольку нельзя говорить о полном совпадении календарных данных статьи 6644 г. и «Учения» Кирика (в последнем, в частности, отсутствуют упоминания календ и других систем летописной статьи), скорее можно думать, что в Новгороде XII в. сложные системы счета дней и календарные индикты были известны шире, чем это принято считать. Сведения о распространении на Руси датировок в древних системах календаря, собранные в настоящей статье, позволяют считать, что такими знаниями могли обладать люди, знакомые с кормчими книгами XI—XIV ее., в частности, деятели из окружения новгородского владыки. Наконец, третий известный нам случай применения календ на Руси — запись писцов московского Сийского евангелия 6847 (1339 или 1340) г., содержащая похвалу московскому великому князю Ивану Калите. Писавшие книгу по заказу этого князя дьяки Ме-лентий и Прокоша указали дату ее завершения также в нескольких календарных системах: годом от сотворения мира по индикту, солнечному кругу, древнееврейскому летосчислению и месяцу, по ипакту и от календ марта: «В лет (о) 6000-е 800-е 47-е, индикта 12, миротвореного и с (о)лн (е)чьного кроуга въ4-елет (о) висикостное, жидовь(скы) сего ирук в 7-е лет (о), епакта 18 лет (о), в 5 — и каланд м (е)с (я)ца марта, жидовь(скы) нисана, написано быс (ть) си еуа (н)г (ель)е....» и4. 11 Шахматов А. А. Разыскания, с. 184—185; см. также: он же. Обозрение, с. 363. 12 Шахматов А. А. Разыскания, с. 185. 13 Муръянов М. Ф. О новгородской культуре XII в.—In: Sacris erudirL Jaarboek voor Godsdienstwetenschappen, t. XIX. Assebroek, 1969-1970, p. 418-422. 14 Мещерский H. А. К изучению ранней московской письменности.— В кн.: Изучение русского языка и источниковедение. М., 1969, с. 94. Запись издавалась неоднократно. Содержащиеся в этой записи даты противоречивы, и этим она отличается от обоих текстов, рассмотренных выше: 6847 г. имел 339 12*


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes