На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
стр. 338

ваше считать, что датировка в календах в Сказании о Борисе и Глебе сделана по литературному образцу чешского (славянского) жития Вячеслава. Автор Сказания был человеком образованным, поставившим героев своего сочинения, порожденного конкретными условиями феодальной борьбы на Руси, в круг славянских и общехристианских образов: Вячеслава чешского, погибшего от руки брата, святых Никиты и Варвары, Димитрия Солунского, прославившего свой город. Идея пе только русской, а международной значимости культа князей-братьев, проводимая в Сказании («не нашему еди-гому языку токмо подано бысть бъгъм, н и вьсеи земли спасение, от всех бо стран ту приходяще туне почьреплют и (с)целение»), потребовала от его автора использования этих образов и «общих мест», к числу которых и можно отнести указание на день смерти мученика в календах7. Текст «легенды Никольского» имеет южнорусские черты и переписывался в южной Руси, вероятно, уже в XI в.8 Второй случай применения календ относится к летописанию. В Новгородской I летописи по Синодальному списку под 6644 (1136) г^ записан приезд в Новгород нового князя Святослава Ольговича, причем здесь указаны дни солнечного месяца, календы, дни недели, христианский праздник и дни лунного месяца: «В то же лето приде Новугороду князь Святослав Олговиць из Цернигова от брата Всеволодка, месяца июля в 19, преже 14 ка-ланд августа, в неделю, на собор святые Еуфимие, в 3 час дня, а луне небеснеи в 19 день» 9. Как определил А. А. Шахматов, Синодальная (Новгородская I) летопись в части известий XII в. представляет собой результат неоднократного соединения владычного свода с сокращенным сводом церкви Якова в Нередицком конце, объединившим в свою очередь какой-то южнорусский летописный источник с известиями владычной летописи и собственными дополнениями (работа Германа Вояты до 1188 г. и пономаря Тимофея в первой половине XIII в.) 10. детельствами других источников (см. иначе: Сказания о начале Чешского государства, с. 105, сп. 39). 7 См. также ниже сн. 22. 8 Флоровский А. В. Указ. соч., с. 133 (ссылка на Б. Гавранека). 9 НПЛ. М.— Л., 1950, с. 24. «Собор святой Евфимии» в большей части византийских и славянских месяцесловов (в том числе псковском, о котором речь ниже) отмечается в другой день, 11 июля. Здесь имеются в виду, вероятно, чудеса Евфимии на IV вселенском соборе 451 г. (Сергий. Православный месяцеслов Востока, т. II. Владимир, 1901, с. 209, 264— 265). Дни памяти некоторых святых в месяцесловах часто варьируются, особенно внутри одного месяца. 10 Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI ее. М.— Л., 1938, с. 129—132; см. также с. 363 (энциклопедическая статья «Летописи ), В отличие от остальных сообщений XII в. Синодальной летописи в известиях 6644 (и 6645) гг., однако, по мнению Шахма-


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes